Лекция получилась очень интересная. Затянувшаяся смута выходит на очередное обострение. Наша история не предсказуемая. Наслоение спец мифов, используют как инструмент манипуляции, для обоснования прав на власть. Этой борьбе конца и края не видно.
Они, конечно, спят и видят, да вот, как показывает общение с монархистами, далеко не все даже в монархической среде поддерживают это заграничную романовскую прослойку в их притязаниях на русский престол.
Здесь очень важно не ставить в конфликт дело Ивана Грозного с романовской эпохой. Петр I (он же Великий) считал себя продолжателем дела Ивана. Осуществил, не без издержек (а где бывает по-другому), модернизацию феодальной России и резко двинул страну вперед, да так, что на Западе смотрели раскрыв рты. А эту модернизацию невозможно было осуществить без авторитарной власти. При это по-разному можно относится к абсолютизму, но не стоит забывать, что это был двигатель развития той эпохи. Елизавета Петровна продолжала путь отца и дооформила его дело - далее можно продолжать по цепочке. Поэтому нужно рассматривать романовский период в контексте общего прогрессивного движение вперед, а не как путь к катастрофе. Иначе следствием этого будет черная дыра в истории, что очень опасно и цену этого все хорошо знают, как по отношению к истории советской России.
Соглашусь. Если уж критиковать Романовых так, как это делал Вячеслав Геннадьевич, то надо рассматривать общеевропейский контекст того времени и признать, что Российская империя шла в фарватере социально-политических преобразований, происходящих в Европе. И если лектор считает этот путь губительным, то тогда надо выводить дискуссию в историософское измерение и рассуждать о Модерне в целом - является ли он очередной ступенью в развитии человечества, или просто предваряет неизбежный крах, являя агонию в виде колоссально развитых промышленных сил.
Но что касается России, то в любом случае очевидно, что она не пошла западным путём полностью. И уже одно то, что Пушкин встал на сторону Петра, говорит очень о многом.
Очень интересные замечания о Романовых со стороны лектора. По отдельности так или иначе всё это встречаешь и забываешь, а здесь собрано единым списком: 1) Семибоярщина более чем наполовину из Романовых. Будущий император Михаил вообще сидел в Москве вместе с Поляками. 2) При Романовых произошло культурное разделение народа на элиту и простой народ (что закончилось противостоянием Красной и Белой идеологий). 3) При Романовых, власть отреклась от сакральных православных смыслов. (Это, кстати, подтверждается "духовными исканиями" Романовых в области других религий и сект, что продолжалось вплоть до последнего императора.)
И про поместное управление, установленное Иваном Грозным, которое сформировало традицию, переросшую в народно-освободительное движение, действительно, очень интересное замечание.
По второму пункту всё не так просто. Потому что уже после Петра Пушкин, фактически, слил вместе два языка (а они уже буквально говорили на разных языках), на которых говорила знать и простой народ и в определённой степени восстановил этим единство народа. Этим же занимались и многие другие наши писатели, Гоголь - один из самых ярких примеров.
Династия Романовых действительно затормозила развитие в стране. Взять хотя бы то, что крестьяне выплачивали за свою землю в 3 раза больше её стоимости.
Comments 14
Затянувшаяся смута выходит на очередное обострение.
Наша история не предсказуемая. Наслоение спец мифов, используют как инструмент манипуляции, для обоснования прав на власть.
Этой борьбе конца и края не видно.
Reply
Reply
Reply
Поэтому нужно рассматривать романовский период в контексте общего прогрессивного движение вперед, а не как путь к катастрофе. Иначе следствием этого будет черная дыра в истории, что очень опасно и цену этого все хорошо знают, как по отношению к истории советской России.
Reply
Но что касается России, то в любом случае очевидно, что она не пошла западным путём полностью. И уже одно то, что Пушкин встал на сторону Петра, говорит очень о многом.
Reply
Reply
1) Семибоярщина более чем наполовину из Романовых. Будущий император Михаил вообще сидел в Москве вместе с Поляками.
2) При Романовых произошло культурное разделение народа на элиту и простой народ (что закончилось противостоянием Красной и Белой идеологий).
3) При Романовых, власть отреклась от сакральных православных смыслов. (Это, кстати, подтверждается "духовными исканиями" Романовых в области других религий и сект, что продолжалось вплоть до последнего императора.)
И про поместное управление, установленное Иваном Грозным, которое сформировало традицию, переросшую в народно-освободительное движение, действительно, очень интересное замечание.
Лекция определённо была интересная.
Reply
Reply
Reply
Reply
не желаете ли проверить?
Reply
Leave a comment