О лекции В. Манягина на тему "Смута"

Nov 09, 2015 23:29





4 ноября в КДЦ "Радуга" в г. Краснозаводске прошла лекция историка Вячеслава Геннадьевича Манягина на тему "Смута".
Смутное время - одна из тяжелейших страниц русской истории, показавшей стойкость и жизнеспособность русского народа, несмотря на практически полное уничтожение государственности и уполовинивание численности населения, произошедшее в те времена.

Трехлетний голод, вызванный экстремальными климатическими условиями, привел к тому, что на Руси появились случаи каннибализма. Дети могли съесть родителей, или наоборот родители - детей. Для православного человека такой поступок означал прямую дорогу в ад.

Социальное неблагополучие дополнилось еще двумя факторами. Прежде всего это династический кризис. После смерти царя Федора и якобы самоубийства царевича Дмитрия прервалась династия Ивана Калиты, правившей до этого несколько столетий.
Последние изыскания в области анализа останков царской семьи Ивана Грозного показали, что всех ее членов, включая жен, детей, нещадно травили мышьяком и ртутью.
Немаловажную роль в усугублении ситуации сыграло также закрепощение крестьян, которые были теперь приписаны к земле и потеряли право перехода в Юрьев день.

Автор лекции возмущенно поведал о том, что многие историки считают Ивана IV виновником смутного времени, тогда как это представление совершенно неверно.

Во-первых, смутное время началось через 21 год после смерти Ивана Грозного. 14 лет правил его сын Федор и 7 лет Борис Годунов.

А во-вторых, Иван Грозный за время своего правления создал такую систему местного земского самоуправления, по сути народную монархию, которая в итоге и позволила Минину и Пожарскому сорганизоваться и очистить Кремль от интервентов. Как раз Минин, будучи обычным мясником, был также земским старостой, избранным среди местных жителей, в результате этой самой земской реформы, проведенной Иваном Грозным. Именно привычка самоуправления помогла пережить смутные времена.

Интересно было узнать, что лектор считает основателем Российской империи Ивана Грозного, а не Петра I. Ведь именно Иван IV осуществил присоединение к Руси той обширной части территории, на основе которой затем империя доофомлялась Романовыми. Самодержавные принципы также были во всей своей полноте реализованы в эпоху Ивана Грозного. Петр I же отверг самодержавие, установив режим абсолютной монархии, перенятый им в Западной Европе. Причем такой режим уже начал себя там изживать, т.к. приближались буржуазные революции.

Вообще романовская династия получила очень много нелестных отзывов со стороны лектора. И надо сказать, что вполне обоснованно. Так, например, семибоярщина, которая пустила польских захватчиков в Москву, состояла по большей части из представителей Романовых (4 из 7 членов). В Кремле вместе с поляками сидел и Михаил Романов (будущий царь), когда пришло ополчение.
И самое на мой взгляд важное то, что именно при Романовых произошло разделение русского народа на элиту и простой народ, что было вызвано длительным периодом бесчеловечного крепостничества и излишними преференциями дворянам и помещикам.
Этот фактор позже лег в основу раскола русского народа на красных и белых, столкнувшихся в гражданской войне, да и сейчас он совершенно не преодолен, а наоборот, набирает новую силу. События Болотной-Сахарова 2011-2012 годов ярко иллюстрируют правоту данного вывода.

Хотелось бы также обратить внимание на то, что после смутного времени было утрачено сакральное отношение к царскому престолу. До того времени мирская власть была неотделима от божественной, и царь считался помазанником Божьим на земле. Православная религия заменяла собой идеологию. С приходом Романовых произошло смещение церковной власти на второй план, в результате чего аристократия и дворянство не испытывали никаких угрызений совести из-за обнищания крестьян. Неугодные православные заповеди, призывающие к нестяжательству и любви к ближнему, были отвергнуты элитой и стали предназначаться лишь для обездоленного народа, находящего в вере избавление от жизненных страданий.

Меня всегда удивляло, как богатые люди используют религию для откупа в замаливании своих грехов, но при этом упорно забывают основоположные принципы христианства.

1 ноября 2015 г. патриарх Кирилл в своей проповеди призвал использовать в качестве мерила любой политической и экономической системы крест Христа: «...на кресте мы должны распинать человеческие идеи, философские взгляды, политические системы, что мы должны налагать крест на все эти человеческие идеи и сквозь крест взирать на них, чтобы определить, истинные они или ложные.»

Если взять нравственный пласт коммунистических идей, то получится, что он во многом перекликается с православием. Это и построение Рая на земле, и равенство людей, и ограничение в материальных изысках и любовь к ближнему. Патриарх пока прямо не проводит такие параллели, но уже пытается как-то обозначить возможность их осуществления.

Историческая наука постоянно дополняется новыми источниками-находками, проводятся глубокие и детальные исследования, порой открывающие иное видение того или иного периода истории или исторического факта. При этом, как отметил лектор, историческая наука не спешит обновляться, в частности, потому, что история - это прежде всего инструмент политической борьбы. Каждая новая власть переписывает историю на свое усмотрение, причем так было принято во все времена.

Лекция помогла также осознать, что смута 1598 - 1613 гг. - явление более опасное и страшное, чем гражданская война 1917 - 1922 гг. Опаснее тем, что в отличие от гражданской войны, когда сталкиваются два проекта государственного устройства, смутное время характеризуется тем, что вообще не имеет никакого проекта. И в этом состоит близость того времени с нашей постсоветской историей. Страшнее смута потому, что происходит глубокое нравственное падение, обесценивание человеческой жизни, рядовые граждане скатились до каннибализма, а элита до того, что поставила свои шкурные интересы выше интересов национальных, оказалась неспособной прийти к общему знаменателю даже под страхом внешнего вторжения.
Даже если сравнить протяженность событий, получается, что смута длилась 15 лет, а красно-белое противостояние было решено за 5 лет.

Современное смутное время длится уже более 20 лет, причем оно имеет место не только в России, но и во всем мире. Неонацистский шабаш на Украине, постепенная фашизация Америки и Европы, радикализация ислама - все это говорит о потере мироустроительного гуманистического проекта.

Россия, которая уже имеет опыт выхода из смутного времени, должна снова показать свою живучесть и верность общечеловеческим идеалам.

Романовы, коммунизм, Иван Грозный, православие, смута, Петр I

Previous post Next post
Up