Postée à l'origine par
elegantchikova sur
Three types of piano performance.Trois types d'interprétation pianistiqueТри типа фортепианного исполнительства
Théâtre des Champs Elysées 26.11.2011 Grigory Sokolov, 30.11.2011 Denis Matsuev, 28.01.2012 Evgeny Kissin
Eugène Kissin et Arkadi Volodos possèdent la conscience aiguë de la souffrance de l'âme face à l’éternité, Grigory Sokolov s'occupe de l'éternité elle-même, et Denis Matsuev ignore l'existence d'un ou de l’autre, et célèbre la joie de vivre et de bonheur d'être ici et maintenant.
Женя Кисин и Аркадий Володось остро ощущают и переживают страдания метущейся души перед ликом вечности, Григорий Соколов занят самой вечностью, а Денис Мацуев не подозревает о существовании ни того, ни другого и воспевает радость бытия здесь и сейчас.
Исполнительская итерпретация в музыке полно отражет характер человека и его восприятие окружающей действительности и жизни в самом широком и исчерпывающем смысле. Любой пианист с раннего детства знает, что на сцене он весь виден как на рентгене. Ещё никому не удавалось притвориться на сцене наедине с музыкой, инструментом и композитором не тем, кем он есть на самом деле.
Поэтому учитывая всё богатство и разнообразие человеческих темпераментов, в пианизме, крупно обобщая, можно выделить три самых ярких и харизматичных типажа .
Есть рафинированное, чувственное, тонкое восприятие композиторского музыкального слова и соответствующая передача внешнему миру. Женя Кисин так воспринимал, так слышал и так играл с самого начала, лет с восьми уже точно. У него был такой надрывный и душараздирающий Шопен, что люди рыдали.
Click to view
Жeня развивается как личность, проходя через разные этапы, но мировосприятие никогда не меняется в общем и целом.
Click to view
В таком же ключе слышит, чувствует и передаёт информацию Аркадий Володось.
Click to view
Эти два пианиста и сами трепещут от каждого поворота музыкальной фразочки, каждого созвучия и паузы и публику вводят в этот гипноз. Слушать такое исполнительство- это достаточно болезненное наслаждение. Из разряда некоторого мазохизма. Это рассматривание и расслышивание под микроскопом именно чувственной составляющей музыки.
При этом все остальные стороны- чистота попадания на ноты, ровность пальчиков, скорость, виртуозность, педалька очень качественны и безупречны. Придраться не к чему.
Григорий Соколов- философ. Он мыслит категориями вечности. Даже то, что он разрешает себя снимать видеоартистам, но разрешил эти видео официально транслировать только после своей смерти (а Монсенжан старше него, так что ему для этого придётся жить сто лет), мне сильно напоминает рассуждения Альберта Семёновича Лемана о ценности композитора через сто лет после смерти (он совершенно спокойно творил именно с таким посылом).
Click to view
Слушая Соколова, мгновенно начинаешь ощущать, что это уже не исполнительство, а жречество, а музыка Баха -это уже и не музыка, а Слово Божье. Здесь тоже гипноз, но не чувственный (этого в его игре вообще нет), а религиозный в широком смысле. Понимаешь, что всё- пыль и прах, а важно только то, что сейчас в данную секунду звучит у него из-под пальцев. Мощь его заряда раздавливает. Слушатель себя ощущает так же, как перед огромным египетским сфинксом или перед зрелищем Северного Сияния- прахом, бабочкой- однодневкой. Вот она, вечность, а вот ты, смертный.
О виртуозности и техническом аппарате у Соколова даже говорить неудобно- это всё безупречно и совершенно, но дух его витает так высоко над этим, что такие категории даже не обсуждаются.
Click to view
Третий пианизм- это то, что демонстрирует Денис Мацуев. Всё то солнечное мировосприятие, радость бытия, доброжелательность и любовь ко всем людям в целом, абсолютно позитивный собственный жизненный опыт, пышущее здоровье- всё то, что есть составляющие постоянного счастья, которое для него и есть жизнь, он транслирует в своём исполнительстве.
Ему повезло с генетикой, с родителями, со слухом, с силой, которую некуда девать, с любовью, которую и он сам испытывает к людям и люди чувствуют к нему, и с тем, что играть этому богатырю на рояле легко. Он слышит в музыке и видит в окружающем мире только радость, только счастье, добро, шедрость,- только пизитив и слушая его игру, этим светом и зарядом напитываешйся и переполнаешься.
Попадая в зону любых выртуозных наворотов он играючи справляется с такой же шаловловий улыбкой, как богатыри в цирке в начале двадцaтого века жонглировали пушчными ядрами.
Ему легко, весело, радостно жить, общаться, играть.
Click to view
Не интересно ему расслушивать в музыке надрыв, скучно пока задумываться о вечном- эму всего 35 лет, нет у него пока соответствующего жизненного опыта, зато он слышит и может в исполнительстве то, что другим людем не доступно чисто физиологически на генетическом уровне.
Ему не страшно, ему не больно. Откуда же и зачем в его игре должны появляться эти краски? Ниоткуда и совершенно не зачем.
Click to view
Боже мой, ведь это такая редкость не только среди пианистов, но и вообще по жизни.
Я уверена, что молодой Лист был именно таким, Шопен был таким, как Кисин и Володось, а Бах- как Соколов.
Не надо искать в пианистах зеркало самих себя.
Лучше черпать вдохновение из всех источниках или временно не соприкасаться с тем, что уж совсем чуждо. Но не надо спорить и воевать за "своего". Эти три пианизма- три этапа мировосприятия, через которые в зависимости от того, какой стороной жизнь поворачивается к человеку, проходит каждый.