Рейнхард Хардеген

Apr 05, 2016 11:09



Рейнхард Хардеген (18 марта 1913, Бремен) - немецкий офицер-подводник, капитан 3-го ранга, после смерти Эриха Топпа и Георга Лассена является самым титулованным командиром подводной лодки во второй мировой войне, а также самым старым ветераном немецкого подводного флота.


Рейнхард Хардеген




Подводный ас Рейнхард Хардеген
( источник )

Он много раз был на волосок от смерти, но судьба хранила его. Он совершил немало подвигов и стал кавалером высочайшей награды Третьего Рейха. Он прожил жизнь, достойную восхищения.
Рейнхард Хардеген является одним из самых известных асов-подводников Германии. За время своего командования подлодками U147 и U123 Хардеген записал на свой личный счет
21 потопленное судно на 112,447 брт. Так же на нем числится потопленное судно-ловушка "Этик", повреждение вспомогательного крейсера "Аурания" и  4 судов общим тоннажем на 32,516 брт. В списке наиболее успешных немецких подводников Второй Мировой Хардеген занимает 24 место.

Родился будущий ас 18 марта 1913 года.

Военная карьера Хардегена весьма удивительна. Дело в том, что Хардеген начал службу в морской авиации, получил подготовку лётчика-наблюдателя, а затем и пилота истребителя, был произведен в лейтенанты. Но в мае 1939 года самолёт Хардегена потерпел крушение. После длительного лечения от полученных ранений (от последствий которых страдал на протяжении всей дальнейшей жизни) в ноябре 1939 года он был переведён в подводный флот.

Хардеген начал службу на подводной лодке U-124 под командованием Георга-Вильгельма Шульца. 11 декабря 1940 года назначен командиром подлодки U-147, совершил на ней только один боевой поход, продолжавшийся 19 суток, в ходе которого потопил норвежский корабль «Аугвальд» водоизмещением 4811 брт. 19 мая 1941 года получил подлодку U-123 (ранее ею командовал Карл-Гейнц Мёле), на которой совершил 4 похода, проведя в море в общей сложности 221 сутки. В первом походе к берегам Западной Африки Хардеген потопил 5 судов общим водоизмещением 21507 брт. В октябре 1941 года торпедировал британский вспомогательный крейсер «Аурания» (13984 брт), однако тому удалось остаться наплаву и добраться до порта.

В конце декабря 1941 года в поход к берегам Северной Америки  из Лориана  вышли 6 подводных крейсеров: U-66 Цаппа, U-109 Бляйхордта, U-123 Хардегена , U-125 Фолькерса, U-130 Кальса  и U-502 фон Розенштиля. Пять из них в середине января благополучно добрались до своих операционных зон. U-502 была вынуждена прервать свой поход  из-за начавшейся у нее утечки топлива.

Согласно  плану Деница , лодки должны были рассредоточится в районе расположенном между заливом Св. Лаврентия и мысом Гаттерас и ждать сигнала  к началу операции, получившей название «Паукеншлаг» (Удар в Литавры). Цель «Паукеншлага» состояла в том, чтобы нанести одновременно внезапный и сильный удар по морским коммуникациям нового противника, где к выбору целей нужно было подходить избирательно, отдавая предпочтение крупнотоннажным или нефтеналивным судам, которые лодки должны были потопить как можно больше и наиболее экономичным способом, применяя помимо торпед, еще и палубную артиллерию. Так как восточное побережье США в основном мелководно, действовать «девятки» должны были исключительно в ночное время , чтобы к рассвету успеть достичь спасительных глубоководных районов.

Сигнал о начале «сбора урожая» из потопленных судов между Нью-Йорком и мысом Гаттерас для U-66, U-123 и U-125 поступил 9 января. Штаб подводных сил известил лодки, что операция начинается 13 января, и каждая из них получила свой район для «охоты». Однако фактически «Паукеншлаг» начался на день раньше, когда 12 января Хардеген первый «ударил в литавры», потопив крупнотоннажное судно «Циклоп», по пути к Нью-Йорку.

Достигнув своих позиций, командиры «девяток» обнаружили, что там имеются очень большие возможности для нанесения большого урона судоходству противника. Вот как охарактеризовал их командир U-123 в своем отчете штабу подводных сил: « Какая жалость, что находясь вблизи Нью-Йорка, кроме меня не было еще двух больших подводных минзагов, которые смогли бы забросать все пространство минами, и что сегодня ночью тут не было 10-20 лодок. Успех был бы обеспечен всем»

В результате действий Хардегена, Цаппа и Фолькерса  в январе было потоплено 14 судов. Из них 8 на свой счет записала U-123, 5 принадлежали U-66,  лишь U-125 по причине неисправности торпед удалось потопить всего одно судно. Свой вклад в общее дело внесли так же U-109 и U-130, которые изначально были отправлены на патрулирование в канадские воды, однако несколько позднее U-130 ушла из этого района на юг к мысу Гаттерас. Эти лодки добавили в копилку «Паукеншлага» еще 9 потопленных судов, 5 из которых отправила на дно U-130. Общий же результат первого похода лодок IX серии к берегам Северной Америки с учетом судов, потопленных на обратном пути равнялся 23 судам общим тоннажем 150.510т., а самой «громкой»  лодкой стала U-123,которая потопила 8 судов на 49.421т. Восхищенный успехами Хардегена Дёниц 20 января направил ему следующую радиограмму:

An den Paukenschlager Hardegen. Bravo! Gut gepaukt. Donitz.
(Хороший удар в литавры, Хардеген. Браво! Хорошее побоище. Дениц.)
Три дня спустя Хардеген получил по радио сообщение о том, что он был награждён Рыцарским крестом.

После проведения  операции "Паукеншлаг", немецкие подводные лодки еще на три месяца оставались хозяевами вод между  Флоридой и  Нью Йорком.  В течение этого краткого периода подводной войны  их жертвами стало множество судов. Командующий подводным флотом Карл Дениц старался отправлять  в то время  к восточному побережью США как можно больше лодок, что бы максимально использовать замешательство американцев для достижения как можно большего успеха. В их числе была и  U 123 капитан-лейтенанта Рейнхарда Хардегена.

19 января 1942 года U123 Рейнхарда Хардегена устроила в районе мыса Гаттерас настоящее побоище, потопив за 7 часов три судна и повредив один танкер. Однако удачливый охотник забравшись на мелководье, потерял бдительность и чуть сам не стал жертвой. В 06:44 того же дня U123 после удачной атаки американского танкера "Малай" (обстрелян и поврежден) находилась в надводном положении в 17 милях к северо-востоку от мыса Гаттерас. Команда занималась устранением неисправности двигательной установки (вышла из строя система охлаждения одного из дизелей). Все что произошло дальше может служить показателем только того, что фортуна ну просто бессовестно благоволила Хардегену и его лодке в тот день, так как провозись её дизелисты чуть дольше от U123 осталась бы на воде только бульбочка. В 06:50 лодку заметили с проходящей мимо норвежской китобойной плавбазы "Космос II". Капитан "Космоса" Эйнар Глейдитш, после доклада впередсмотрящих, принял решение таранить лодку и приказал радисту судна передать сообщение для американцев о замеченной субмарине. В этот момент лодку и плавбазу разделяло приблизительно 400 метров. Хардеген попал в исключительно сложную ситуацию. Мелководье и большая осадка судна не позволяли лодке уклониться от норвежского судна погружением, торпедный боезапас был уже на тот момент расстрачен.  Но главная проблема заключалась в том, что лодка могла использовать всего лишь один дизель, так как второй в это время все еще ремонтировался. Инженер-механик и дизелисты смогли запустить второй двигатель лишь, когда  плавбазу и подлодку разделало приблизительно 75 метров. U123 немедленно дала полный ход и стала отходить на север к глубокой воде. Норвежский гигант (тоннаж плавбазы составлял 16 966 тонн !!)  упорно преследовал немцев, делая при этом 17 узлов. U123 все это время держала на один узел больше. Хардеген мучитильно пытался придумать, как ему избавиться от преследователя: палубное орудие было бесполезно, но можно было воспользоваться зенитными автоматами. Впрочем, для преследователя это было все равно, что слону дробина. Решив не тратить боезапас зря, Хардеген приказал лишь выпустить две сигнальных ракеты по мостику "норвежца". "Космос II" гонялся за лодкой почти два часа, но в итоге скорость лодки оказалась больше и она сумела оторваться от преследователя.

Не испытываю сомнений, что не успей на U123 привести второй дизель в рабочее состояние, лодке был бы настоящий капут. Решительные норвежцы просто раздавили бы её, так как уйти на одном дизеле у Хардегена не было бы шансов. Получив сообщение с "Космоса", командование ПЛО Восточного побережья США подняло в воздух самолет, но прибыв на место проишествия летчики сумели заметить, лишь субмарину, которая уже погружалась.

Но в целом, несмотря на удачное начало похода, 27 марта 1942 лодка Хардегена оказалась на волосок от гибели, когда ей пришлось выдержать бой с американским судном-ловушкой "Этик", замаскированным под обычное торговое судно. В том бою "Этик" было потоплено вместе со всем экипажем, а на U123 был смертельно ранен фенрик-стажер, позже умерший от потери крови. В целом этот поход Хардеген провел успешно, доложив 13 апреля в штаб о своих успехах. Свой потопленный тоннаж он оценил в 9 потопленных судов и одно поврежденное на 74,837 брт + потопленное судно-ловушка (в данный доклад не вошло американское судно "Алькоа Гуид", потопленное 17 апреля). В данном случае, Хардеген несколько завысил тоннаж , так как его реальный успех составил 8 потопленных судов на 39,917 брт (с учетом "Этик") и 3 поврежденных судна на 24.310 брт, что в общей сложности составляет 64, 227 брт. Но так или иначе, это был большой успех, который приводил командира U123 к награждению Дубовыми листьями к Рыцарскому Кресту.

Вручение награды происходило в ставке Гитлера, после чего все были приглашены отобедать с фюрером. Во время обеда Хардеген начал долго и вежливо "поучать" фюрера принципам морской стратегии, критикуя последнего за отсутствие у ВМФ Германии своих собственных полноценных ВВС, советовал больше уделить внимание достройке авианосца "Граф Цеппелин" и т.д. и т.п. Чем, собственно, достал Гитлера (который чуть кашей не поперхнулся) до самых печенок и вызвал гнев последнего, который прекратил обед ударом кулака по столу.  На критическое замечание А. Йодля о своем неучтивом поведении, смелый капитан-лейтенант ответил генералу от артиллерии, что раз он имеет право высказать фюреру свое мнение по данному вопросу.  Хардеген за подобное поведение не пострадал.

В марте 1943 года Хардеген был назначен начальником подготовки подводников в торпедной школе в Мюрвике. Затем служил в управлении торпедного вооружения ОКМ, а в феврале 1945 года принял командование 1-м батальоном 6-го морского пехотного полка, участвовавшего в тяжёлых оборонительных боях на севере Германии, что, кстати, очень примечательно. Хардеген был взят в плен британцами и более года провёл в плену.

О своей послевоенной жизни герой-подводник вспоминал следующее:
"После войны моя семья без средств существования находилась в разрушенной бомбежками Германии. Нам негде было жить жить. Мы замерзали. Я был безработным. Я начал с нуля как бизнесмен, сначала ездил на велосипеде, затем на мотоцикле, наконец в автомобиле. В 1952 я открыл  мою собственную нефтяную компанию, в которой я все еще работаю сегодня. Эта работа дала мне и моей семье прекрасный дом и безопасность. Я горжусь этим". (с)

Хардеген состоял в партии CDU и 32 года был депутатом Бундестага от Бремена.

Сейчас бывшему подводному асу 103 годa , он отец 4 детей, дед 8 внуков и прадед 7-ми правнуков.

Февраль 1942 года




Возвращение U-123 в киль для ремонтных работ в мае 1942 года.

image Click to view





Сканы из книги Рейнхардa Хардегенa
Hа борту подлодки U-123 находился фотограф от "Propagandakompanie", чьи фотографии вошли в книгу Хардегенa, изданную в 1943 году.

Слева - Рейнхард Хардеген, справа - фотограф Рудольф Майсингер



"На боевом посту. Подводные лодки против Англии и Америки" Рейнхард Хардеген



Предисловие адмирала Дёница












фотография, война

Previous post Next post
Up