В американской истории есть такая глыба как «полковник» Хаус. Известен он тем, что в свободное от занятий бизнесом время он научился уже в молодые годы лепить одного за другим губернаторов Техаса и прочих политиков. Способности его были замечены, его призвали во подлинную Власть, и на 10 лет он вдруг пропал из общественной жизни, чтобы возникнуть в 1910 и слепить нового президента США - Томаса Вудро Вильсона. Причем сперва Хаусу он не глянулся, но иные кандидаты были еще хуже. Вильсон был хотя бы отличной рекламной вывеской со всеми своими гуманно-профессорскими взглядами на мир. После избрания Вильсона отправила отдыхать на месяц на Бермуды, пока Хаус формировал правящий кабинет. Именно Хаус в качестве статуса «Друга Президента» ездил в 1915 по Европам, ведя переговоры о будущем месте Америки в мире. Начал он сей вояж с визита к Георгу V. Неплохо, да? Но всему миру он стал известен как человек де-факто представлявший США на Версальских переговорах о новом мироустройстве, пока Вильсон создавал миролюбивый образ американской политики. Такую фигуру вымарать из истории трудно, поэтому просто никто теперь не акцентирует внимания на столь вопиющей ситуации.
Характерной особенностью англо-саксонской традиции (это один из немногих случаев уместного употребления сего термина) является практика делегации государственных функций по важным национальным проектам, которые трудно или проблемно реализовать в рамках официальных инертных структур, стоящим вне обычных государственных рамок людям, обладающим незаурядными интеллектуальными, волевыми, да и моральными способностями.
Британия, будучи островом с ограниченными ресурсами и сильными врагами, была в ходе истории вынуждена полагаться на «венчурные инвестиции», когда всевозможные Френсисы Дрейки, сочетая качества пиратов, военных, флотоводцев, купцов и шпионов, отправлялись по всему миру добывать барыши для своей страны. Если кто читал в детстве книжки про таких авантюристов, то помнит, что львиную долю добычи они отдавали монарху и верхушке знати, поскольку именно те финансировали их предприятия. Вспомните, кстати, и сюжет «Острова сокровищ»: безвестный юноша получает финансирование под свою сомнительную идею поиска сокровищ от местного аристократа. Это было в порядке вещей. Еще одно кстати, что во второй неизданной части Джим Хокинс оказался психически больным юношей с раздвоением личности, выдумавшем всю историю, так что сквайер Трелони свои инвестиции потерял.
С началом эпохи промышленного роста была создана целая система, когда критически важные для развития острова инфраструктурные проекты финансировались деньгами старых родов. Посмотрите хотя бы историю создания трансатлантического кабеля связи и списки инвесторов. При этом всевозможные ростовщики к этим проектам даже близко не допускались, но это другая тема.
Когда в преддверии мировой войны Британия оказалась в ситуации полной зависимости от американской нефти, то она нашла двух фанатично упертых людей - предпринимателя Уильяма Д’Арси и геолога Джорджа Рейнольдса, которые своротив множество год, в том числе и буквально, нашли за 7 лет нефть для своей страны в Персии. Это позволило Британии иметь в Первой мировой свои собственные 20% нефти, что повышало ее независимость от Штатов, а по ходу дела в качестве побочного продукта была создана корпорация, позже получившая название British Petrolium. Ну неплохо так.
Американцы данную традицию не только продолжили, но какое-то время даже функции внутренней безопасности делегировали частным лицам, вроде известного агентства Пинкертона. Но и в минувшем веке это было нормальной практикой находить на важные национальные экономические или политические проекты людей истово посвященных своему делу, иногда, без всякого преувеличения, филантропов. И важно, что эти люди как бы выводились за рамки политической бюрократии, а иногда и перестраивали ее, как например Макнамара, который был не только архитектором вьетнамкой войны, но и инициатором перевода гос управление в США на строгую научную основу.
Надеюсь понятно, к кому я подвел такую длинную дорожку. Да, Илон Маск. Это типичный для англо-саксонской культуры тип формально внесистемного энтузиаста, которому государство поручило реализацию стратегически важных напрfdлений.
Starlink -это будущее глобального информационного влияния США, которое включает даже не в качестве основного результата такие побочные мелочи, как тотальный контроль над Мировым океаном. По ходу дела его организационные усилия, просто в качестве промежуточного средства, позволили создать многоразовые ракеты, которые до этого полагались утопией.
Вызывавшие столько насмешек среди русских скептиков электромобили тоже имеют значение. Очевидно, что все развитые страны исходят из перспективы своей независимости от углеводородов, прежде всего внешних. Видимо попытки создания глобального Юга для них не являются неожиданностью. Армен Асриян как-то риторически задался вопросом, а что такого нового изобрел Маск. Ничего! Он создал технологию производства, и это куда важней. На сайте Департамента энергетики уже в нулевые было полно в общем доступе научных разработок по электромобилям. Но попробуйте это реализовать. (Я знаю одного эстонского профессора, который на основе единственного скаченного с этого сайта отчета создал целую рабочую группу, защитил несколько PhD и разработал ряд практических установок. Эта жила кормила его более 10 лет.)
Популярный русский блогер Alex Parker Returns кличит Маска «сочувствующим русскому народу вольнодумцем». Умение нас русских избегать сложных вопросов при помощи ярлыков-костылей уже тяготит. Вольнодумцев в США прижимают к ногтю на раз, если их вольнодумство вредит стране. Ясно, что такой человек работает именно на сердцевину власти без посредников. Это не Deep State, но нанятый ими прораб.
И какой же последний проект этого действительного выдающегося организатора? Устранение перекоса в инфополе социальных медиа в пользу лишь одной из политических сторон (надо сказать, что с такими перекосами США боролись всегда, ибо демократия - тонкая система и требует иногда наладки) и поддержка Трампа.
Я поэтому совершенно спокойно смотрел на накал предвыборных страстей, ибо Маск был для меня был индикатором отношения Deep Stateк текущим делам. Отклонения могут быть, но вектор целевых усилий ясен. К тому же и фигура Трампа требует некоторых пояснений. Это тоже не совсем заурядный кандидат.
Ошибки и очепятки посмотрю завтра.
#alexandrov_g