Индивидуалист с карандашом

May 14, 2013 12:42

Originally posted by professsorquail at Индивидуалист с карандашом




Индивидуалист с карандашом

Консервативная литература 2013 года всё больше внимания уделяет важным фигурам движения. В этой колонке вы уже могли прочесть рецензии на книги о президенте Кулидже и активисте Фулнере. Сегодня речь пойдёт о биографии выдающегося сатирика Эла Кэппа «Эл Кэпп: Жизнь в противоречии» Майкла Шумахера и Дениса Китчена (“Al Capp: A life to the contrary”, Michael Schumacher and Denis Kitchen, 2013).По правде говоря, причислять книгу к консервативной литературе, может быть, и не стоит. Авторы вряд ли разделяют взгляды своего героя. Но раз уж правые биог
Прочитать целиком

© Радио Liberty News

Консервативная литература 2013 года всё больше внимания уделяет важным фигурам движения. В этой колонке вы уже могли прочесть рецензии на книги о президенте Кулидже и активисте Фулнере. Сегодня речь пойдёт о биографии выдающегося сатирика Эла Кэппа «Эл Кэпп: Жизнь в противоречии» Майкла Шумахера и Дениса Китчена (“Al Capp: A life to the contrary”, Michael Schumacher and Denis Kitchen, 2013).


По правде говоря, причислять книгу к консервативной литературе, может быть, и не стоит. Авторы вряд ли разделяют взгляды своего героя. Но раз уж правые биографы не торопятся сделать внушительный труд про Кэппа, то всем консервативным поклонникам сатирика придётся пока довольствоваться новой книгой, как самой подробной и написанной с симпатией к главному герою.

Напомню, Элфред Джералд Каплин (1909-1979), он же Эл Кэпп, был автором длинной серии комиксов «Крошка Эбнер» (“Li'l Abner”, 1934-1977). Героем серии был добродушный и наивный до глупости здоровяк «Крошка» Эбнер Йокам. Он жил в городке Догпэтч с родителями, грозной экс-чемпионкой по кулачным боям Пэтси «Маманей» Йокам, и хилым бездельником Люцифером «Папаней» Йокам. Главной заботой Эбнера было (до 50-х) спасение от попыток самой красивой девушки Догпэтча, Дейзи Мэй Скрэггс, женить его на себе. Но заодно сам Эбнер, его друзья, враги и родственники попадали в самые разнообразные приключения, которые позволяли Кэппу высмеивать всех и вся: от поп-культурных идолов до политических деятелей.

Биографы обстоятельно воспроизводят жизненный путь своего героя, хотя сделать это не так уж и просто: великий выдумщик Кэпп собственными рассказами и интервью настолько смешал правду и вымысел, что разобраться, где реальность, а где «кэппизм» почти невозможно. Но Шумахер и Китчен с помощью современников сатирика делают всё возможное.

Разумеется, много внимания уделяется ужасной истории, случившейся с совсем ещё юным Элфредом: в 9 лет из-за несчастного случая он лишился ноги. Психологический слом мог бы погубить мальчика из не самой богатой семьи еврейских эмигрантов, но так получилось, что только закалил будущего гения сатиры и юмора. Желание показать всем: я не хуже, у меня всё получится, всегда руководило Кэппом и сделало его настоящим индивидуалистом, рассчитывающим на себя и только ближайших родственников (но никак не на помощь правительства). Сочувствия он не искал, мог пошутить над собственной хромотой и даже обыгрывал её в собственных рассказах и комиксах. При этом - только самые близкие знали, что Кэпп так и не научился ходить на протезе и каждый день своей жизни испытывал сильнейшие боли. Но никогда не позволял боли помешать себе добиваться успеха и находить новые способы смешить людей.

Даже редкий для него печальный рассказ-воспоминание должен вызвать сочувствие совсем не к Кэппу, а другому человеку. История, видимо, выдумана Кэппом, но вполне могла быть шедевром короткого рассказа. Неунывающий подросток Элфред старался добиться успеха у девушек и по возможности скрыть своё увечье. Для этого он частенько стоял в независимой позе на углу оживлённой улицы и по мере сил избегал активных перемещений. Однажды из машины с симпатичными девушками выпал листок с адресом. Листок явно предназначался Элфреду. Юный Каплин выработал сложный план: прийти заранее, чтобы красавица не увидела, как он взбирается по лестнице. Но план провалился. Девушка уже ждала и по походке всё поняла. Но это было не всё: когда она стала подниматься, Элфред понял - у девушки тоже нет ноги. «Из всех грустных и стеснительных девушек мне встретилась именно та, у которой был такой же протез, что и у меня».

В школе Каплин не был самым прилежным учеником, но был точно самым начитанным. И любовь к рисованию проявилась уже тогда. Правда, иногда приводила к нехорошим результатам. Одну из привлекательных учительниц по просьбам одноклассников Элфред стал рисовать в минимуме одежды, а то и вовсе голой. Успех был огромен: заказы стали поступать от учеников со всей школы, работу пришлось брать на дом, где усердный автор был пойман отцом. Хотя история выглядит пророческой: успех, красивые женщины и сексуальные скандалы будут ждать Кэппа в будущем.

Поездки юного Каплина по штату Кентукки (не всегда с ведома родителей) во многом и вдохновили его на создание будущих жителей Догпэтча. Правда, невоспроизводимый язык героев «Эбнера» в большей степени творение самого городского жителя Кэппа, чем реальный диалект простого народа. Талант же Кэппа-рассказчика пригодился для обучения в художественных школах: юный талант вдохновенно врал про богатого дядю, который вот-вот пришлёт деньги на обучение, а под конец семестра сообщал, что дядя приболел, поэтому из школы придётся уйти. Потом номер успешно повторялся в другой школе. В очередном учебном заведении Элфред познакомился с острой на язык красавицей Кэтрин Кэмерон. Как часто бывает у Кэппа, есть две версии знакомства: комедийная (Кэтрин зашила единственные брюки Кэппа, порвавшиеся в самом неподходящем месте) и более драматическая (когда в здании школы началось задымление, то Кэтрин осталась в школе и помогла еле ковылявшему однокурснику выбраться). Выбирайте сами, какой верить. От себя добавлю, что Кэтрин стала женой Кэппа и, хотя их отношения были не всегда идиллическими, сатирик увековечил Кэтрин в образе одной из самых симпатичных героинь «Эбнера», добродушной, пусть и неряшливой, сексбомбы Мунбим Максвайн.

Талант Кэппа довольно быстро нашёл применение. Покорение Нью-Йорка в 1932 прошло успешно. Наш герой стал сперва сотрудничать на популярной комикс-серии «Джо Палука» Хэма Фишера, а потом получил и свой собственный комикс, того самого «Крошку Эбнера». Заодно сократил фамилию, чтобы проще было подписываться. Появились у Кэппа и новые враги и друзья. Фишер так и не простил, что его ассистент стал куда популярнее него и долго отравлял жизнь сатирику распространением клеветы. Зато будущий мэтр приключенческих комиксов, Милтон Канифф, стал верным другом Кэппа. Кстати, по заверениям Кэппа, они познакомились, сидя в одном офисе до глубокой ночи. Кэпп увидел симпатичную полураздетую девушку в окне напротив и полез на подоконник, чтобы получше её разглядеть. Добрый Канифф решил, что его сосед по офису из-за личных проблем собрался покончить с собой и после короткой рукопашной стащил Кэппа с подоконника. Так, уверяет Кэпп, началась их дружба. Прозаичный Канифф эту историю любит, но правдивость отрицает - познакомились и завязались хорошие отношения, вот и всё.

Шумахер и Китчен много пишут об активности Кэппа в годы Второй Мировой. Особенно, в вопросах психологической помощи ампутантам. В госпиталях Кэпп был постоянным посетителем. Забегая вперёд, заметим: патриотизм и поддержка своей армии в войне с тоталитарными режимами останутся с Кэппом и во время вьетнамской войны. А после Второй Мировой фантазию Кэппа уже ничем нельзя было остановить. Как и его популярность. Несколько примеров. В 46-м в «Эбнере» появилась Нижняя Слобовия, унылое и покрытое снегом место, где жители или умирают от голода, или бегают от волков (да, здесь Кэпп высмеял разом СССР и представления о нём). Язык жителей Слобовии, где едва ли каждое слово заканчивалось суффиксом «ник», сделал слова с «ник»-ом популярными в разговорной речи. Когда Кэпп изобрёл существа «шму», то во время президентской кампании 48-го года кандидат Томас Дьюи обвинил Трумэна, что тот «обещает всё подряд, включая шму для каждого». Наконец, когда в 52-м Эбнер женился на Дейзи Мэй, событие попало на первые полосы газет.

Но Кэпп был не только выдающимся творческим талантом. Авторы биографии отмечают и его бизнес-хватку. Шму дали жизнь серии игрушек и прочих сопроводительных товаров. Когда Эбнеру пришлось спасаться от внимания «самой страшной женщины в мире» Лены Гиены, то Кэпп запустил в радиоэфир песню «Эбнер, не женись на этой девушке» (пели все звёзды того времени, например, Фрэнк Синатра). А потом объявил конкурс для желающих «Нарисуй Лену Гиену». В жюри были приглашены Синатра, звезда фильмов ужасов Борис Карлофф и сюрреалист Сальвадор Дали.

Хотя война с Хэмом Фишером отняла у Кэппа немало сил, очень часто в коммерческих целях он устраивал инсценированные «войны комиксов». Обычно с помощью друзей. Тогда они высмеивали персонажей друг друга. Например, взяв за основу комикс Каниффа «Стив Кэньон», Кэпп соорудил очень смешной выпуск, в котором Эбнер вместе с героем «Милтона Гониффа» по имени «Стив Кантор» охотится за Джул Бриннер, «самой опасной лысой шпионкой Востока» (здесь досталось и наголо обритому актёру Юлу Бриннеру, успешно игравшему восточных персонажей).

После того, как Эбнер женился на Дейзи Мэй, комикс ничего не потерял. Всё те же захватывающие сюжеты и язвительная сатира. Да, у Кэппа появились свои ассистенты, но генератором идей оставался он (кстати, подчинённые сатирика в основном отзываются о нём с симпатией, пусть характер у Кэппа был весьма тяжёлым - мог уволить, но мог оставить перенесшего инсульт художника на полной зарплате, пусть тот и перестал работать). Но когда речь заходит о правом повороте Кэппа в 60-е, авторы явно оказываются в растерянности. Вроде Шумахер и Китчен разделяют неудовольствие Кэппа левым радикализмом и протестным движением, но поддержать его переход на консервативные позиции они тоже не решаются. Довольствуются общими фразами о возрасте и прочими банальностями. И с неохотой признают правоту Айзека Азимова: «Кэпп не просто разочаровался в либерализме. Он с энтузиазмом перешёл в лагерь правых». Хорошо хоть авторы рассказывают о благородстве Кэппа: он часто бравировал заявлениями, что берёт огромные деньги за провокационные выступления перед левыми студентами, но скрывал главное - все деньги передавались семьям погибших полицейских. А когда сын высмеивавшегося Кэппом либерального сенатора Теда Кеннеди, Тед-младший, потерял ногу, то сатирик прислал ему длинное письмо со словами поддержки и рекомендациями по реабилитации. Но вообще правый активизм Кэппа - тема отдельного разговора, точнее, ближайшей «Борьбы за правду».

Последние годы жизни Кэппа оказались омрачёнными секс-скандалами. О них в биографии написано очень много, даже чересчур. Да, Кэпп не был самым верным мужем, но за серией обвинений в «аморальном поведении» и непристойных разговорах со студентками во время выступлений 60-70-х явно проглядывала заинтересованность левых СМИ. Поэтому уверенность того же Каниффа, что Кэппа подставляют умышленно, можно понять. Даже не оправдывая поведения Кэппа. Тем более что ему пришлось расплачиваться несоответственно прегрешениям. Похоронить меньше чем за два месяца дочь и любимую внучку - тяжёлый удар и для человека помоложе, а уж для затравленного прессой почти семидесятилетнего Кэппа и подавно. Он остановил «Эбнера» и не намного пережил свой шедевр, умерев в 1979.

Итак, консервативный читатель может предъявить некоторые претензии биографии Кэппа. Но пока она самая обстоятельная, поэтому Шумахера и Китчена поблагодарить за неё стоит. Всё же авторам удалось главное - показать, что сатирик Эл Кэпп, при всех своих минусах и недостатках, всю жизнь помогал людям. Поддерживал американцев в годы Великой Депрессии, Второй Мировой, помогал инвалидам и ампутантам своим примером, был на стороне консервативных студентов в 60-е, просто слал деньги семьям полицейских. И честно следовал простой философии. Сформулированной в приветствии, с которым Кэпп обращался к раненым в госпиталях: «Я - Эл Кэпп. Я рисую «Крошку Эбнера». Я здесь, чтобы вы засмеялись».

Иван Денисов

conservatives

Previous post Next post
Up