Пастыри и овцы Классическое эссе Джона Стюарта Милля «О свободе» объясняет, почему одни люди не должны принимать решения относительно частной жизни других людей. Но профессор Касс Санстейн с этим не согласен. Он ссылается на исследование, показывающее, что «люди часто ошибаются, и их ошибки могут оказаться катастрофическими». Профессор Санстейн, несомненно, прав в том, что «люди часто ошибаются». Большинство из нас могут обернуться на свою жизнь и увидеть множество ошибок, в том числе и катастрофических. Вот чего Касс Санстейн не говорит, так это то, какие же
Прочитать целиком ©
Радио Liberty NewsКлассическое эссе Джона Стюарта Милля «О свободе» объясняет, почему одни люди не должны принимать решения относительно частной жизни других людей. Но профессор Касс Санстейн с этим не согласен. Он ссылается на исследование, показывающее, что «люди часто ошибаются, и их ошибки могут оказаться катастрофическими».
Профессор Санстейн, несомненно, прав в том, что «люди часто ошибаются». Большинство из нас могут обернуться на свою жизнь и увидеть множество ошибок, в том числе и катастрофических.
Вот чего Касс Санстейн не говорит, так это то, какие же существа, кроме людей, будут отменять ради нас наши ошибочные решения. А это является ключевым недостатком его теории и повестки дня.
Широкий диапазон усилий, предпринимаемых левыми, чтобы передать правительству как можно больше полномочий принимать наши решения вместо нас, подразумевает, что есть некий высший класс людей, которые умнее и благороднее всех нас.
Да, мы все ошибаемся. Но разве правительство не совершает еще больших и еще более катастрофических ошибок?
Подумайте о первой мировой войне, в ходе которой пострадали народы по обе стороны фронта, об этой беспрецедентной бойне, которая уничтожила существенную часть молодого поколения и оставила миллионы голодающих среди руин.
Подумайте о Холокосте, и других актах правительственного уничтожения миллионов невинных мужчин, женщин и детей в коммунистических Советском Союзе и Китае.
Даже в Соединенных Штатах в 1930-х годах правительственная политика привела к тому, что запахивались зерновые культуры, забивались и закапывались тысячи поросят, выливалось в канализацию молоко, в то время как множество американцев страдали от голода и болезней, вызванных недоеданием.
Великая депрессия 1930-х годов, когда даже в самых процветающих народах миллионы людей были ввергнуты в нищету, продлевалась правительством, и эти действия теперь, в ретроспективе, признаны глупыми и безответственными.
Одно из ключевых отличий между нашими ошибками и ошибками правительства заключается в том, что плохие последствия заставляют нас исправлять свои ошибки. А правительственный чиновник не может признать свою ошибку, не подвергая при этом опасности всю свою карьеру.
Можете ли вы представить себе, что президент Соединенных Штатов говорит американским матерям: «Я сожалею, что ваши сыновья погибли в войне, которую я никогда не должен был начинать»?
Что делает еще более актуальным желание профессора Санстейна рассказать нам, как нам лучше жить, так это то, что так часто репрессивная и катастрофическая политика правительства приветствовалась интеллигенцией.
Например, еще в 1930-х годах большая часть интеллигенции считала тоталитаризм «волной будущего», причем не только в тоталитарных странах, но и в демократических.
В то время Советский Союз превозносили до небес такие литературные знаменитости, как Джордж Бернард Шоу в Британии и Эдмунд Уилсон в Америке, в то время как Сталин систематически морил голодом миллионы людей, отправляя массы в лагеря, где они принуждались к рабскому труду.
Даже у Гитлера и Муссолини были свои сторонники и апологеты среди интеллектуалов в западных демократиях, в том числе Линкольн Стеффенс и У.Э.Б. Дюбуа.
Еще больший массив западной интеллектуальной элиты в 1930-е годы выступал против попытки западных демократий ответить на массивное наращивание военной мощи Гитлера, остановить его или хотя бы защитить себя, если остановить не удастся.
«Разоружение» было мантрой дня среди интеллигенции, зачастую украшаемой предположением, что западные демократии должны «показать пример» другим странам, и тогда нацистская Германия с имперской Японией немедленно последуют их примеру.
Слишком многие среди сегодняшней интеллектуальной элиты считают себя нашими пастырями, а нас - своими овцами. К несчастью, слишком многие из нас, по-видимому, готовы быть овцами в обмен на заботу и освобождение от взрослой ответственности в комплекте с «бесплатными» вещами за счет других.