Иногда природа преподносит нам забавные и трогательные сюрпризы, и, чтобы увидеть их, совершенно не обязательно выезжать за городскую черту. На днях я возвращалась с обеда на работу в административный корпус национального парка «Шушенский бор», и по дороге мое внимание привлек тревожный писк. Остановившись, я оглянулась по сторонам, но ничего не обнаружила. Однако писк не смолкал, и мне ничего не оставалось, как пойти по направлению звука. Пройдя с десяток шагов, в недоумении я остановилась у обычного металлического фонаря с небольшим отверстием с торчащими из него проводами. Это был самый обыкновенный фонарь, каких немало в округе, но внутри полого столба меня ждал сюрприз.
Девять маленьких птенчиков в гнезде среди проводов и колючей проволоки жалобно звали маму, раскрыв клювики, которые хорошо виднелись в темноте. Мне стало любопытно: где же предприимчивые родители, выбравшие для своего домика такое своеобразное и небезопасное место, но, изучив ближайшие окрестности, с ходу я не смогла найти их. Мать не спешила на зов голодных птенцов, либо занимаясь добычей пропитания, либо замерев от страха за свое многочисленное потомство. Могло произойти и худшее, например, если родители малышей сами стали чьей-нибудь пищей. Поскольку время обеда было на исходе, я не стала ждать, но решила вернуться к фонарю вечером и понаблюдать за птицами, не спеша.
Так я и поступила. Вечером мне не пришлось долго ждать. С радостью я заметила двух синиц в окрестностях фонаря. Но убедиться, что родители живы, мне было мало, поэтому я продолжила наблюдения за птицами.
Мать то и дело проворно хватала червяков с недавно подстриженного газона и таскала в гнездо, а отец все это время сидел на карауле в кустах.
Когда я делала вид, что удаляюсь, заботливый глава семейства издавал звуковой сигнал, и его подруга стремглав неслась в отверстие фонаря с червячком в клюве. Так происходило множество раз. Большая синица выкармливает птенцов всего две недели два раза в год, но при этом каждый день она совершает до тысячи путешествий в гнездо и обратно, т.к. ее юные отпрыски отличаются необычайной прожорливостью.
Чтобы выдержать «радости материнства» и не погибнуть от истощения, в этот период самка синицы съедает в день пищи весом в два раза больше, чем она сама. Сначала птица-мать дает новорожденным птенцам измельченную пищу, которую она заботливо кладет в каждый клювик, на второй-пятый день потчует их преимущественно гусеницами и червяками, а дальше в ход идут более жесткие насекомые с хитиновым панцирем, т.е всевозможные жуки. Судя по рациону моих знакомцев из фонарного столба, их возраст составлял три-четыре дня. Положив в каждый из девяти раскрытых клювиков червячка, уставшая родительница садилась на ветку ели и несколько минут отдыхала.
"Супруг" тоже помогал ей добывать корм. Но тревога за потомство не покидала этих маленьких умных птиц ни на минуту. Они кружились и прыгали у моих ног, рискуя жизнью и пытаясь отвлечь меня от гнезда. Поэтому, сделав нужные снимки, я не стала дальше беспокоить хлопотливую парочку и отправилась домой с мыслями о том, что многим людям стоит поучиться самоотверженности и заботе у обычных синиц, кормящих потомство до тысячи раз в день и порой рискующими жизнью, чтобы отвести от гнезда опасность. Их трогательная преданность родительскому долгу оставила в душе светлое и доброе чувство. Надеюсь, что усилия пары большаков не будут потрачены зря, и птенцы не погибнут от замыкания проводки. Ведь значение синицы в природе велико, а человеку она помогает избавиться от насекомых-вредителей на дачных грядках и газонах. Больше всего же в этой истории меня поразила смелость и находчивость этой птицы, а также ее прекрасная адаптация к жизни в урбанистической среде. Все мы, живущие на Земле, имеем разум и чувства, испытываем страх и способны сопереживать и помогать другим, а раз уж человек поставил себя на вершину пищевой пирамиды, то хорошо бы, чтобы он прибегал к этим качествам хотя бы не реже синицы.