Это черновой вариант главки о новостниках, новостях и тому подобных вопросах. Буду рад, если вы предложите примеры, для наполнения главы жизнью. С понедельника мы начинаем от и до следить за новостной лентой нашего ресурса, надеюсь нам хватит сил привести ее в чувство и сделать интересной. Этот опыт мы также опишем.
Главка большая, поэтому и выкладываю черновой вариант, как есть. Заранее признателен за ваши комментарии. Как от коллег, так и от читателей.
Журналистика. Новости на сайте или извечная головная боль
За многие годы мне не встречалось ни одного ресурса, на котором технические новости были всегда написаны интересным, понятным языком. Признаюсь честно, что наш сайт, Mobile-Review.com не является исключением. К сожалению, мы прекрасно иллюстрируем правило, что отличный по содержанию статей и обзоров ресурс, сильно отстает по новостям. Разительно отстает. О причинах мы поговорим дальше, а пока скажу, что примеры хороших новостных ресурсов все-таки есть. Это сайты, которые живут только новостями, построены вокруг них. Примером может служить Engadget, практически идеал новостной ленты, которую по недоразумению назвали блогом. Другие форматы материалов, те же обзоры, на Engadget смотрятся пристойно, но не более того, конек этого ресурса именно новости. В России ресурсов с хорошими, приятными новостями по тематике телефонов, практически нет.
Приведя пример плохой, а также хороший, позвольте перейти к сути вопроса. Честно признаюсь, что трактат о новостях способен сам по себе потянуть на большую, отдельную книгу. Поэтому буду ограничивать себя и втискивать в прокрустово ложе главы, чтобы обсудить все принципиальные, важные моменты.
Откуда берутся новостники?
Вы не поверите, но я не встречал еще ни одного человека, который бы мечтал стать новостником, если речь не идет о крупном ТВ-канале или информационном агентстве. Надо признать, что это не предел мечтаний 99.9 процентов, тех, кто интересуется той или иной темой. Тем более, если речь идет о сетевых ресурсах. И тут возникает первая и основная проблема, люди, которые согласятся на эту работу, как правило, не ориентируются в вашей тематике, не понимают нюансов, знают зачастую намного меньше, вашего же среднестатистического читателя. Как вы считаете, способны ли они с ходу писать адекватные новости? Ответ однозначен, нет. Из каждого правила есть исключения, но это редкое везение, рассчитывать на него не стоит.
Спросите у любого главного редактора, как он оценивает новости на собственном ресурсе. Кто-то будет лукавить и говорить, что все отлично, кто-то начнет воспроизводить заезженную пластинку о том, как эта тема тяжела и нет людей. Буду откровенен, мне не нравятся новости на Mobile-Review. Но выбирая между их отсутствием или средним качеством, с редкими удачными новостями, я отдаю свой голос, за их наличие. Пустота еще никого не спасла, а наличие новостей, является реальным поводом для их улучшения. К сожалению, до новостей руки доходят всегда в последнюю очередь. В определенные моменты, я даже переставал читать новостную ленту собственного ресурса, что считаю крайне плохим признаком. У меня росло раздражение, желание сделать все самостоятельно, что не является правильным.
За семь лет на Mobile-Review сменилось не одно поколение новостников, люди писавшие новости приходили отовсюду. Это были и студенты, люди, работающие в других местах и интересующиеся тематикой, например, читающие наш сайт, новостники с других ресурсов, мои знакомые. Паноптикум, в котором не прослеживается ни одной схожей истории. Попытки найти людей для написания новостей, дав объявление в тех же новостях, выглядели логичными, но не давали, как правило, результатов. Вы загружали себя тестовыми заданиями, смотрели чужие работы, но на выходе получали не ценную породу, а только шлак. Все проходило впустую.
К сожалению, у меня нет готового рецепта, где взять новостника. Причем, я не даю ему даже оценки, говоря, что ищем мы хорошего новостника. Нет рецепта для любого новостника, каждый раз это новая история. Например, недавно к нам пришел новый новостник, он попал в команду по рекомендации нашего редактора и мы решили его попробовать. Человек без опыта, без знания области, тематики. Но исполнительный, обучаемый и так далее. Посмотрим, что получится из этого эксперимента, он пока только в начальной точке. Обязательно поделюсь с вами его результатами.
Другой стороной медали, запустения на рынке новостей, является сложившаяся практика оплаты труда новостников. В информационных агентствах люди получают достойные деньги, являются полноценными журналистами, в то время как в сетевых изданиях, платят крайне мало, а требуют чрезвычайно много. Это одна из причин, отчего толпы желающих не выстраиваются в очереди для получения этой работы. Для изданий бюджет на новости всегда мал, ограничен. В первые годы существования Mobile-Review, мы могли позволить себе только одного новостника, а количество новостей от него составляло примерно пять, шесть в день. Редакторы дополняли новостную ленту, делали это на энтузиазме. Бюджет того времени колебался в пределах от 300 до 500 долларов. К третьему году, мы смогли выделить на новости порядка 1000 долларов, но это не дало существенного прироста качества новостей, сказалось только на их количестве. Жаль, но, как правило, увеличение бюджета ведет к росту числа новостей, но не их качеству. И вновь все упирается в людей.
Крупный ресурс, не может обходиться одним или даже двумя новостниками, какими бы классными, профессиональными, они не были. Число новостников должно быть от трех и более, причина банальна, анонсы и новые события происходят по всему миру круглосуточно. Вам необходимо создать график, при котором новостники будут страховать друг друга. Понятно, что данная рекомендация относится к проектам, имеющим финансирование, если вы начинаете также как Mobile-Review, на энтузиазме, без всяких вложений, то для вас открыта только одна дорога, органично расти, жить без новостника, потом с одним, двумя и так далее.
Где искать этих людей? Везде, где только можно. Не стоит воспринимать работу новостника, как неблагодарную и оплачиваемую всегда по низкой ставке. Например, в рамках нашего проекта, мы готовы к тому, чтобы наши новостники росли, становились более знающими, постепенно привлекались к другой работе. Это своего рода ступенька, для того, чтобы попасть на сайт, начать расти в его рамках. Но за исключением пары человек, никто не использовал эту возможность, хотя перспектив никто не скрывал. Вопрос в мотивации человека, в том, кем он видит себя в будущем и как эта работа совпадает с его желаниями. Трудный набор вопросов, каждый раз, вам необходимо искать компромисс и пользу для своего ресурса. Не всегда это получается удачно. Новости, это страшная головная боль.
Ротация новостников на большинстве сетевых ресурсов огромна. В год, может смениться несколько поколений, и это считается нормой. У нас, это не так, люди работают достаточно большие промежутки времени. Но работа достаточно тяжелая, поэтому усталость от нее наступает быстро. Новости, это всегда гонка и если новостник горит своей работой, то он быстро перегорает. Тут требуется мотивация, для этого нет никаких готовых рецептов, для каждого ресурса, человека, нужен свой подход.
В сухом остатке. Непонятно откуда приходят новостники, но они неожиданно появляются на вашем ресурсе и их надо холить, лелеять, а заодно и требовать качественной работы. Поиск новостников, это постоянный процесс, как и попытки, улучшить новости. К сожалению, не существует универсального рецепта, как воспитать качественных новостников. Выходом может служить наем профессиональных редакторов, которые будут нерентабельны, но смогут выдавать хорошие новости с неизменным качеством. Это путь в никуда, так как экономику изданий, никто не отменял и попытка создавать идеальные новости, обречена на провал. К сожалению, рекламодатели не готовы платить чрезмерно много, за рекламу в новостных лентах. В лучшем случае, это будет компенсация ваших затрат, на поддержание новостной ленты. В случае нашего сайта, новостной раздел дотируемый, мы затрачиваем больше средств, чем зарабатываем на прямой продаже рекламы в новостях. Это осознанный шаг, так как новости являются важной частью ресурса. Повторюсь, что новости в данный момент у нас не идеальны, но мы планируем исправить многие моменты и сделать их более привлекательными.
Первоисточник или где взять новости
Неясность того, откуда возникают новостники (это и вовсе загадка природы, которую вряд ли раскроют в ближайшие века), с лихвой компенсируется простотой работы с новостями. Любой мало-мальски образованный человек, способен стать хорошим новостником в кратчайшие сроки. Ведь, ему не требуется создавать новости, как правило, он их переписывает своим языком, добавляет свое мнение или оценку. Так, откуда берут новости?
Первоисточник - ресурс, издание, человек, которые впервые опубликовал ту или иную информацию, которая до этого момента не была общеизвестной.
Звучит просто, не так ли? Например, ваш знакомый , Петр Иванов, написал в своем сетевом дневнике, что компания А, выпустит в ближайшие месяцы новый ноутбук, а его характеристики будут такими-то. Возникает вопрос, а откуда Петр Иванов знает эту информацию. Если он эксперт в ноутбуках, зарекомендовал себя в прошлом подобными новостями, то все в порядке. В противном случае, эта информация не выглядит достоверной. Пусть даже, ее перепечатает сотня других ресурсов. И тут мы подходим к вопросу доверия.
Новостник обязан найти первоисточник новости. В сети существует иерархия новостных ресурсов, есть издания создающие новости, те, кто отслеживает их и затем перепечатывает. Давайте, рассмотрим это на конкретном примере нашего сайта. Мы опубликовали новость о том, что компания Nokia планирует выпустить флагманский смартфон на Linux, это была наша собственная информация. До момента публикации этой новости, широкая публика не знала эту информацию. Что произошло дальше? Ряд ресурсов опубликовали информацию со ссылкой на нас, кто-то добавил к новости свои мысли, кто-то оставил все как есть. Одним из ресурсов перепечатавших новость стал Unwiredview. На следующий день, эта новость появилась на Engadget, но ссылка уже шла на Unwiredview. Фактически, журналисты на Engadget не проделали свою работу, не проверили первоисточник. Информация всегда распространяется так, зачастую перепечатывая новость из источника вызывающего доверие, ресурсы печатают заведомо ложную информацию. Они не проверяют ее.
Распространение ссылок на вторичные ресурсы нормально, бороться с этим невозможно. С момента публикации вашей новости, вы больше не властны над информацией, не можете ее защитить. Она более не принадлежит вам. Привыкайте к тому, что многие ресурсы будут ссылаться на кого угодно, но только не на вас.
Приведу несколько примеров из нашей практики. Однажды, я прочитал в ленте Mobile-Review новость о том, что компания Samsung анонсировала новую модель телефона, в качестве первоисточника стоял некий итальянский ресурс. С удивлением заглянул на сайт Samsung, где обнаружил пресс-релиз, фотографии и другую информацию. Вся информация была доступна изначально, а новостник решил не утруждать себя, а главное не думать. Это просто недопустимо, подобные ошибки можно прощать один или два раза, списывая не неопытность, затем от человека, допускающего их, надо отказываться.
Другой пример, относится к распространению, копированию информации. Мы опубликовали фотографии нового телефона Nokia, поставили свой логотип, а также привели некоторые характеристики. Помимо этого на изображении был водяной знак, невидимый для глаза и сохраняемый при большинстве операций над изображением. Результатом стало появление нашего изображения, с замазанным логотипом. Избавиться от водяного знака никто не смог, более того, не пытался сделать этого. Поэтому мы с удовольствием наблюдали, как распространяется новость, а ресурсы, которые считают нас конкурентами ставили ссылку на небольшие, никому неизвестные сайты, только бы не признавать наше первенство. Подобные ситуации происходят постоянно и это норма для сетевой журналистики.
Есть один трюк, который позволяет отличаться даже при создании обычных новостей. Это возможность создавать коллажи, группировать картинки уникальным для вас образом. Это может быть страничка с вашим сайтом на экране телефона, либо совмещение нескольких картинок и так далее. Тут не нужно ваших логотипов, главное, что вы будете знать, что это ваша работа и сможете отследить, куда она расползлась по сети. Иногда это бывает полезно.
Вам необходимо составить список ресурсов, которые пишут по вашей тематике, сайты с пресс-релизами производителей и так далее. Везде, где возможно, подпишитесь на новостные рассылки. Далее по этому списку ресурсов, необходимо проверять обновления. Можно делать это руками, а можно установить программу-ищейку, которая будет автоматически проверять заданный набор сайтов, и показывать вам все изменения. Работает и тот и другой подход. За вами выбор технического решения, как вам удобнее работать. Это вопрос, исключительно, привычки, удобства. Принципиальных различий тут нет.
Корректура, плохой язык или оперативность новости
Прекрасно понимаю, что новости это оперативность. У нас она часто страдает. Примите за правило, что текст пишется исключительно в MS Word с включенным режимом проверки орфографии, множества глупых, нелепых ошибок удастся избежать. Это обязательное правило, догма.
Мне часто пеняют на то, что новости не проверяются корректором. Это, правда, на большинстве ресурсов, подобная корректура отсутствует, ровно то же и у нас. Причина в том, что технологически наличие корректора приведет к задержке выхода новости, править же ее задним числом, уже не так актуально, многие прочитают ее как есть. Дилемма.
Решение этой проблемы в том, чтобы новостники проверяли текст перед публикацией, возможно, читали его себе вслух, тогда множества ошибок, опечаток, удастся избежать. И добиться, как минимум, среднего качества текста на сайте.
Перевод - калька слов, точность перевода, выдумки
Не секрет, что большинство новостей переводится с английского языка. Хорошо, когда автор новости знает этот язык сносно, тогда удается избежать неточностей в переводе, но порой язык незнаком и возникают вопиющие ошибки. Текст новости может быть переиначен целиком, это недопустимая ситуация.
Нельзя переводить слова созвучно тому, как они пишутся, это типичная ошибка, всегда надо пользоваться словарем. У новостника под рукой масса онлайн-словарей, есть возможность проверить, что и как написано, что и как трактуется. Необходимо активно пользоваться этими возможностями.
Если в новости не указано что-то, то выдумывать дополнительные характеристики, факты и тому подобное нельзя. Напишите, что вы предполагаете, что в устройстве может быть то-то и то-то, но не пишите об этом как об определенной характеристике. Вы не уверены, не знаете об этом точно.
Пресс-релиз и что с ним делать
Замечательная штука, которая позволяет практически совсем не изменять текст. Вбили пресс-релиз, он вышел в виде новости. Так вот, это плохой подход. Самый ужасный из того, что есть. Приведу простой пример из нашей ленты.
мощным 26 кратным увеличением оставляя конкурентов далеко позади
Понятно, что рекламные слоганы в пресс-релизах это норма, но вы пишите новость. Зачем забивать мозги наших читателей агитками? Такие рекламные пресс-релизы нужно "причесывать". Выкинуть все, что есть рекламного. Оставить только информацию. Алгоритм простой - избавляемся от воды, получаем на выходе меньше текста, но текст качественный.
Некоторые пресс-релизы не несут никакой информации совсем. Например, вот этот - Mail.ru и Nikita Online стали партнерами. Задумайтесь, кому кроме мейл.ру и никиты эта информация может быть интересна в принципе? Для чего? Если в пресс-релизе внутри есть что-то, то это надо подать, переписать, изменить заголовок, одним словом поработать над новостью.
Узнать пресс-релиз в ленте новостей можно безошибочно и это плохая лента. В ней не должно быть пресс-релизов как таковых, либо они должны быть изменены, да так, чтобы быть интересными вашему читателю. Это отдельный труд, но он необходим. Публиковать пресс-релиз как есть, нельзя, это также догма.
Оперативность
Пресс-релизы можно выпускать в зазорах между действительно важными новостями. Я бы расставил так приоритеты.
На первом месте устройства.
Аксессуары
События вокруг компаний
Далее все остальное - тут вам решать, что важнее, что нет.
Активнее надо работать с новостями на ресурсах производителей, чтобы не было задержки в выходе новости о новой модели телефона. Но думаю это и так понятно. Для каждого издания необходимо выработать свою систему приоритетов, чтобы новостник не терял время корпея над неважной информацией, в то время как актуальная информация стремительно теряла свое значение. Новости это в том числе и скорость их появления. Счет давно не идет на минуты, в пределах часа появление новости допустимо, задержка в один день, уже не воспринимается как адекватная, новость за 10 часов превращается в устаревшую.
Примеры плохих предложений в новостях
Исключительно, примеры, из новостной линейки Mobile-Review.com, ежедневно можно пополнять этот список и другими примерами. Нас извиняет то, что мы стараемся быть лучше, насколько это получается, судить исключительно вам.
Новинка относится к устройствам начального ценового уровня
Как правило, в новостях пишут исключительно о новинках, поэтому применение этого слова в подавляющем большинстве ситуаций противопоказано, вредно. Зачастую его используют, чтобы избежать монотонного повтора телефон, аппарат, устройство, имя модели. На мой взгляд, лучше использовать эти слова, чем писать о новинке. Также, вредно говорить гаджет или подобные кальки с английских слов. Ровно такая же ошибка, писать в новости, - «Сегодня компания представила», дата понятна и так, это излишняя информация, паразитная.
В остальном спецификация телефона типична
Типичная ошибка. Спецификации во множественном числе и никак иначе. С числительными всегда происходит множество ошибок, надо внимательно относиться к ним.
Сегодня компания Pentax официально объявила о выпуске новой зеркальной цифровой камеры среднего класса
Новость подразумевает актуальность, никому не интересно читать о том, что произошло вчера. Поэтому писать, что новость сегодняшняя, а не вчерашняя, излишне. Обращение с привязкой ко времени допустимо, если вы пишете о событии, которое происходит в ближайшие дни. Например, до официального анонса осталось несколько дней, но информация о новой зеркальной камере уже появилась.
По мнению создателей, благодаря изменениям, внесенным в конструкцию видоискателя, затвора и автофокуса, а также модернизации пользовательского интерфейса, данный аппарат high-end класса доступен даже для любителей.
Использование английских и иных иностранных слов оправданно, если в языке отсутствует устоявшиеся или понятные термины. Например, high-end акустика это устоявшийся термин. В то же время high-end доступный для любителей, это торжество PR. Во фразе заложено противоречие, которое необходимо исправить. В отличие от компании, вам надо понимать, что дорогой продукт дешевым не бывает, это нонсенс, но именно такая трактовка заложена во фразе. Надо определиться, с чем мы имеем дело. Бюджетная зеркальная камера, возможно, лучше опишет продукт в этом случае.
Технические характеристики Pentax K7
Тип матрицы: CMOS
Размер матрицы: 23.40000 х 15.60000
Эффективное число мегапикселей: 14.6
Крепление объектива: Pentax KA/KAF/KAF2
Выдержка: Мин. 1/8000 Макс. 30
Диапазон экспозиции: +/- 5.0 EV Шаг: 1/3 EV
Способы замера: Мультизонный, точечный, центрально-взвешенный
Светочувствительность в ISO: Мин.: 100 Макс.: 3200 (с возможностью увеличения до 6400)
Стабилизация изображения: Сдвиг матрицы
Приоритет выдержки: Да
И далее идет огромная простыня. Это называется халтурой от новостника. Очень удобно скопировать большую простынку характеристик, новость получается объемной и… скучной до невообразимости. Выделять в новости необходимо основное. Что камера получила нового, чего не было раньше. Описание стандартных характеристик продукта, того, что является обычным, не является достоинством новостника. Поэтому таких простынок и описаний следует избегать.
Размер, вес устройства, размер аккумулятора, это уникальные характеристики для конкретного продукта. Возможность звонить для телефона не уникальна, он поэтому и называется телефоном. Ровно также, как для зеркальной камеры иметь несколько режимов фокусировки нормально и обыденно.
Обновленная версия сервиса характеризуется наличием новых возможностей и увеличением функциональности.
Еще одно предложение, которое противоречит здравому смыслу. Читатели привыкли, что новые устройства и сервисы имеют больше функций, более производительные и так далее. Это норма жизни. Фраза изъята из пресс-релиза и не несет никакой новой информации, она недопустима в новости. В новости нет ни одного упоминания о версии сервиса, поэтому для читателей «новизна» этого текста представляется сомнительной.
«андроидного» смартфона
Название операционных систем, компаний, торговых марок не склоняются.
Вероятно, судя по всему, мы предполагаем и тому подобные оценочные суждения, могут и должны применяться в новостях, но не более одного раза в тексте новости. Если вся новость состоит из предположений, то вы пишите, что существует слух, и далее пересказываете его. Если же и слуха нет, то ваши предположения не являются новостным поводом.
Цена колеблется от 304 до 624 Евро.
Говоря о столь значительной разнице в цене, необходимо объяснить, чем она вызвана. Нельзя привести разброс стоимости и оставить у читателя вопросы. После прочтения новости читатель должен иметь мнение о происходящем событии, продукте, сервисе и не иметь никаких вопросов, даже в теории.
Sony-Ericsson
Название компаний необходимо запоминать, чтобы не было подобных глупых ошибок.
живые фотографии
Калька с английского. Использовать нельзя, так как фотографии не бывают «живыми» или «мертвыми».
поскольку у специалистов Engadget
Как правило, люди, работающие в изданиях, называются журналистами, и никак иначе. Делать исключения из этого правила можно, но с большой осторожностью.
К сожалению, в полной мере оценить новинку не представляется возможным, поскольку у специалистов Engadget не имеется лицензионного ключа, а потому особенности его работы в значительной мере остаются неизвестными.
Оценить возможности ключа, действительно, крайне сложно. Тяжелое, плохо сформулированное, путанное предложение.
Анонсированный еще в январе этого года
Следует различать устройства, которые поступают на рынок вовремя, и так называемые долгострои. Фраза, приведенная в качестве примера, актуальна для долгостроя, но никак не модели, которая выходит в объявленные сроки.
Указание технических характеристик для уже известного продукта излишне. Например, в новости о начале продаж телефона можно выделить его изюминку, но перечислять все функции не надо. Стоит указать конкурентов модели, с кем ей предстоит бороться на рынке.
Презентовала
Слово табу. Заменяется - представила, показала, продемонстрировала и так далее.
Canon: 50 млн "зеркалок" за 50 лет
сюда напрашивается картинка первой камеры, ее легко можнонайти в Google и на сайте Canon
Avaya открыла демонстрационный центр
на мой взгляд, новость ни о чем, никакого смысла в ней нет, смело можно было выкидывать и не публиковать
ICY BOX IB-220RFID: защищенный бокс для 2,5" жесткого диска
в этой новости рубленный язык перевода или пресс-релиза. Его надо было переписать, потому-что звучит как у роботов принято.
Бокса для 2,5" SATA-дисков ICY BOX IB-220RFID способен защитить данные от нежелательных глаз и кражи. Просто поднесите RFID-ключ к IB-220RFID, и компьютер тут же перестанет распознавать жесткий диск. Он зашифрован. Даже если кто-то украдет жесткий диск, он будет нечитаемым на другом компьютере. Для снятия шифрования достаточно еще раз поднести к корпусу брелок RFID. Точно так же двигатель автомобиля блокируется и разблокируется иммобилайзером.
Универсальные держатели RoverMate
Вот тут то, о чем я писал выше.
Вот это предложение - Выпуском очередных полезных аксессуаров порадовала компания RoverComputers.
Нас компания ничем не радовала, да думаю и большинство не ждало эти говно-аксессуары, как манну небесную. Поэтому вводное предложение лучше написать нейтрально, например - Компания RoverComputers обновила линейку аксессуаров. Или как-то в таком ключе.
Смысловые связки в тексте
Вот вам несколько примеров
- похвастаться камера может
камера неодушевленный предмет, она не умеет этого делать. Вот честное слово, ни разу. Это также напоминает рекламный слоган, а мы пишем новости
- сенсорный OLED-дисплей с технологиями шумоподавления
А зачем дисплею нужно шумоподавление? Звучит очень и очень странно.