Школа

Aug 16, 2018 17:50

Нелюбовь, если не ненависть к всякого рода строго иерархическим группировкам и организациям в моём случае имеет глубокие корни. Религиозные организации, армия, силовые структуры, компании с жёсткой корпоративной субординацией - это следствие. Всё начиналось со школы.
Школу я не любил лютой ненавистью. Причём учиться мне нравилось. Я существо любознательное. В школьные (и что удивительно - в последующие) годы обожал узнавать что-то новое и впитывал это как губка воду. Однако любовь к учению крепко конфликтовала с системой образования. Конкретно - с методологией и отношением к учащимся. Рассмотрим эти два фактора по отдельности.

Начало моей школьной жизни пришлось на конец 80-х. И хоть в воздухе зарождался ветер перемен, в стенах школ царил беспросветный совок. Собственно, он царил (пусть и в меньшей, но всё же в значительной мере) до самого года выпуска. После того, как в педунивере я познакомился с принципами и методами педагогики, понял, что в моей школе (далеко не самой отсталой в городе) они не применялись. Больше всего бесило, это необходимость "ходить строем". Всё было "нельзя". Можно было только молчать и отвечать, когда спрашивают. Впрочем, мнение учеников никто не интересовался. Но это касается отношения. Непосредственно учебный процесс вызывал скуку, а потом - стойкое отвращение.
Бесили оценки. Не знания становились целью обучения, а оценки. Плохо, когда и родители (их таких было много) настаивали именно на хороших оценках, а не на усвоенных знаниях. Или когда оценки зачитывали вслух на весь класс. Это же унижение для неокрепшей психики! Бесило, что хорошие оценки ставили тупо за зазубривание без вникания в суть.
Бесило, что убивали на корню индивидуальные порывы, особенно что касается собственного (нередко даже обоснованного) мнения. В школьных сочинениях выражение мнения, отличного от версии официальной программы, каралось плохими оценками. Бесило, когда снижали оценки за помарки и исправления. Бесило, что сама система не была заточена под талантливых учеников. Когда ты уже 10050 раз понял тему, но вынужден умирать со скуки, пока она дойдёт (если дойдёт) до отстающих. Бесило, что инициативы школьников игнорировали.
Бесили дневники. Я их терпеть не мог. И если бы не жёсткие санкции - вообще не заводил. Впрочем, в старших классах я его практически и не вёл. А ещё бесила шестидневка. Из-за неё учебный год длился оооочень долго и превращался в каторгу.
Об отношении. Учителя лицемерно называли школу "храмом знаний". Лицемерно - потому что школьная система была выстроена так, что из неофитов адептом сего храма мог стать лишь лишённый собственного достоинства раболепствующий индивид. Разумеется, большинство школьников школу не любили и мечтали её взорвать или сжечь. Согласитесь, если бы ученик в школе себя чувствовал комфортно, то вряд ли бы возникали такие деструктивные мысли.
Ученик в школе был самым бесправным созданием. Его личность формировали, ломая стержень инициативности, убивали на корню индивидуализм, приучая только слушаться и выполнять указания. Учитель был богом-надзирателем, а ученик - лишь бездушной строкой "имя-фамилия" в журнале оценок. А как карали за внешний вид! Форма - то дело десятое. Всех стригли под одну гребёнку. Я, с детства любивший длинные волосы, вынужден был несколько раз в год стричься, чтобы не слышать упрёков от учителей в свой адрес. Типа длина волос как-то сказывается на успеваемости.
Неудивительно, что поступив в институт, я облегчённо расправил плечи. В вузе было гораздо больше свободы, в том числе и самовыражения.
Учился в школе я неплохо. Мог бы ещё лучше, если бы система этому способствовала. Спасала сообразительность, хорошая память и определённые способности. С 8го класса приобщился к прогуливанию уроков и полюбил это дело крепко. Ну не желал я ходить строем и быть участником этого цирка!
По школе ни одного мгновения не ностальгировал.
Были предметы, которые мне нравились и на которые я с удовольствием ходил: история и география. Все остальные были обусловлены личностями учителей, которые из-за "прогрессивной советской системы" отбили любовь к своим дисциплинам.
Хочется верить, что с тех пор многое изменилось хотя бы в отношении к ученикам. Ибо выпускаться из школы с расшатанной нервной системой - не лучшее из достижений системы образования.

воспоминания, система

Previous post Next post
Up