Вырождение фантазии

Mar 28, 2018 17:20

Догадывался об этом раньше, интуитивно знал, но лишь вчера получил документальное подтверждение своим мыслям. Фантазия исчезает. И речь не о стране Фантазия из культовой книги Михаэля Энде "Бесконечная история" и одноимённого фильма по её мотивам. Речь о фантазии настоящей, которой, надеюсь, наделён каждый живой человек.

Вот этот отрывок из отзыва к книге Братьев Стругацких "Пикник на обочине" на сайте Фантлаб стал поводом написания этого поста:

"Не буду кривить душой, идея интересная, не уступает зарубежным классикам 50-70-х гг. Сначала нас кормят лишь продуктами интриги - скупыми намеками, недомолвками и лаконичными ответами, не хватает небольшого, хотя бы двухстраничного, отступления, объяснения, кратенького обзора всего этого упомянутого хабора - студней, черных брызг и т.д. Получается, конечно, атмосферно, но неподготовленному читателю может наскучить: ведь совсем неясно, в какую сторону фантазировать".

Ведь совсем неясно, в какую сторону фантазировать - это страшные слова. Ужасные. Фантазия - великий дар, доступный человеку. Она позволяет преодолевать любые границы, она - фундамент искусства и науки. Современный мир, все достижения цивилизации невозможны были бы без фантазии.
Но оказывается, нынешних людей нужно водить за ручку, чтобы они правильно фантазировали!

Подобные тенденции я заметил ещё на играх. Молодые игроки часто жалуются мастерам, мол не во что играть. Мол, не прописаны квесты. И без низ игрок на полигоне не знает, чем заняться. Не нужны импровизация и творческий подход. Только стандартные квесты и прокачка героя. Как в компьютерных играх. Только на свежем воздухе.
А ведь полигонные ролевые игры задумывались как поле для реализации творческих потенциалов. Чтобы человек мог "творить" своего персонажа, выражать себя через взаимодействие с другими игроками. Без квестов, а благодаря наитию, фантазии, импровизации, в зависимости от возникающих ситуаций. Но нынешнее поколение игроков этого не только не может, но даже не хочет. И не воспринимает игры старой формации. Дайте нам квесты, и тогда мы будем играть. Свобода самовыражения вырождается в строго регламентируемое подобие компьютерной программы.

Вот и получается, что автору нужно объяснять, разжёвывать, чтобы читатель не дай бог не нафантазировал не в том направлении, не дай бог не додумал чего-то такого, о чём не написано. И это в жанре фантастики. Если это не вырождение фантазии, то не знаю, что тогда. Напомню, слово "Фантастика" происходит от греческого "игра воображения, фантазия".

антропология, размышления, игры, тенденции

Previous post Next post
Up