Когда-то меня интересовали люди, которые говорили о "непропорциональном ответе" на агрессию как о самоочевидном зле. Говорили так, будто вот у любого ответного действия, любой реакции, есть такой оценочный критерий как пропорциональность. И чем эта пропорциональность больше, тем лучше, а чем меньше, там хуже
(
Read more... )
Там, где шкалу строить не надо и контрактных отношений не предвидится (да и ситуация их не предполагает, пропорциональность только мешается под ногами в качестве когнитивного искажения.
Где-то вот тут и кроется ошибка. Если мыслить чисто рационально, а всякую этичность и человечность отодвинуть в сторону как когнитивные искажения ))
Пропорциональность - универсальная норма адекватных отношений между людьми и людьми. Которая в т.ч. выражается тем самым императивом Канта. Если вы в таких отношениях блюдете пропорциональность, то другие, третьи, четвертые люди видят в вас адекватных людей и ведут себя соответственно. Ну и сами вы в себе тоже видите людей, это важно - да. А вот между людьми и нелюдьми, теми же бактериями или колорадскими жуками, пропорциональноть будет неадекватна.
Поэтому, как только вы разрешаете себе действовать по отношению к другим людям диспропорционально, вы немедленно попадаете в ситуацию, где ваша адекватность оказывается по сомнением. И в первую голову под сомнением внутренним. Которое разрешается очень просто и очень коряво - расчеловечиванием противника (либо расчеловечиванием себя, но то такое). Если они нелюди, то мне - можно. А почему именно они ведут себя не по человечески, тут можно сделать целую подборку аргументов. Либо можно просто забыть, что там люди. Сосредоточиться на "спасении своих", а там, хоть трава потом не расти. Это тоже способ вылезти из отношений "люди против людей" в отношения "люди спасают людей" и все облагородить.
Ну и почему вообще возникают эти вопросы и этот пост, оправдывающий определенные виды рациональности. Потому что есть те самые третьи, четвертые, пятые люди, которые смотрят со стороны. И говорят себе "Вот эти - неадекваты". К ним лучше не лезть. С ними дел лучше не иметь. И им лучше не помогать. А может даже не просто неадекваты, но и нелюди. Тогда те, кто с ними борется, наверное правы. Тогда их надо бомбить. М вот эти последствия мышления других, надо по идее очень сильно учитывать, когда действуешь рационально.
Reply
"Их села и нивы за буйный набег..." - и именно потому, что когда-то было принято столь "непропорциональное решение" (и не одно), мы сейчас пишем эти комментарии, именно на этом языке. Мы все потомки "неадекватов". Жаль неандертальцев, нехорошо с ними получилось.
Reply
Reply
Ну нет сейчас вещего Олега, ну нет, некому вопросы решать, раз и навсегда.
Reply
Reply
О, вейзмир!
А еще ржем над "беларусским флотом" из уст чиновной дамы.
Reply
Reply
- их уже не два и не четыре, Израиль - осьмушка от четвертушки; но Хамасу не нужны никакие "границы 1847 года", в программных документах вязью по белому "уничтожить!уничтожить!уничтожить!" Всё в открытом доступе.
Reply
Reply
Феллахи-друзы, в прекрасных отношениях с Израилем, живут где и жили в своих нагорьях, делают бизнес на туризме. Можете у меня в жж полистать по тегу.
О, вейзмир! еще раз.
И не за незнание каких-то экономически-географических подробностей крошечной территории (Израиль - меньше половины московской области; скажем, о тамошней географии я тоже без понятия). А о того, что суд в соц.сетях вершит и назначает виновных публика, которой что-то нашептали те, кто как раз да, разбирается в каком направлении играть на эмоциях.
Reply
Reply
Будет. И за намеренную диффамацию в том числе.
Reply
Reply
Reply
Императив Канта - очень деонтологическое построение (интереснейшим образом нерелегиозное, но всё равно деонтологическое).
Он может хорошо работать в относительно монохромном (в этическом и моральном аспекте) обществе, и чем монохромнее, тем лучше. Но в целом и на круг он как предпосулка к МО работает хуже утилитарных идей (если говорить о временах Канта, противопоставлением будут Бентхам и Милль).
Обесчеловечивание же - известное явление, оно часто возникает как защита от когнитивного диссонанса, а потом нередко становится побуждающим фактором (и моральным самооправданием) в разного рода ненужных насильственных действиях.
Но в нём нет нужды для того, чтобы стремиться уничтожить Хамас. Хамас - это действительно болезнь, чума, эбола, раковая опухоль на теле человечества. Есть люди, больные Хамасом - в разной степени тяжести, понятно.
Я не знаю, кого из них и как можно лечить, а кого, неизлечимого, необходимо усыпить, чтобы не разносили чуму по планете. Но все они, несомненно, люди. И проблема не в том, что они неадекваты (Хамас, вон, тоже возмутился: "Младенцев мы, положим, убивали, но голов им уж никак не отрезали. Что мы, зверьё, что ли?"), а в том, что их болезнь очень опасна для окружающих.
Reply
И естественно есть два полюса, где один полюс это отношения между двумя благородными мужами и императив работает идеально, в в другом отношения благородного мужа и, скажем, постельного клопа, где императив неприменим уже никак. Между этими полюсами есть некая серая зона, где он будет работать ограниченно и требования о пропорциональности не могут быть четкими, без выявления всех прочих сил и аргументов.
Вы говорите, что Хамас - болезнь и её надо победить. Это и есть некоторая форма обесчеловечивания. Там люди, но там и Хамас. То, что там Хамас - важнее того, что там люди. Женщины, дети, старики. Поэтому можно и нужно делать выводы и принимать решения так, как будто это уже не люди, а неизлечимо больные, считай что мертвые, да ещё и заразные. И насильственные действия, которые в ином случае можно было бы счесть ненужными, становятся и допустимыми и необходимыми.
При том, что может быть оно и так. То есть чтобы вычистить Хамас придется убить какое-то количество гражданских, которые не больны Хамас. Ну, там в 5-7 лет, житель Газы вряд ли болен и заразен. Может быть, действительно нет никакого способа и победить болезнь и сохранить им все жизни. Но надо не называть это "добром". Это все равно будет сотворенное вами зло, пуска и меньшее, но надо так его и называть. А когда творишь меньшее зло - пропорциональность, это всё, что у тебя есть. Единственное на что можно опереться и устоять.
Reply
Leave a comment