Полная Чухлома 2017. Часть 2

Nov 28, 2017 22:28

    Почему мы вновь и вновь едем сюда? Сначала в памяти всплывает старая фраза, про место, где нет времени. И хотя секундная стрелка на часах идет обычным ходом, даже кажется, что вроде только-только покинул гостеприимный лагерь с Чухоргами, но минутная стрелка невероятно ускоряется и оказывается, что прошло почти полдня, а точек увидено только одна или две. И только мысль эта зафиксировалась, а живот напомнил про обед, как уже все кругом заполняют чернила сумерек - а вот и ночь. А как же «отсутствие времени», когда оно вот прямо тут течет сквозь пальцы. Непонятно. Наверное, что-то другое нас зовет сюда или чем-то цепляет и не отпускает.
    Со временем действительно происходят разные необъяснимые штуки. Вокруг нас оно ревет бурлящим потоком, бежит куда-то. Но рядом с мрачными громадинами храмов, с серыми холодными срубами домов, смотрящих на нас пустыми глазницами окон и хранящих молчание, время выдохлось. Оно, словно старый большой седомордый пес, свернулось калачиком и прилегло отдохнуть в этих домах, периодически поднимая голову, чтобы проводить мудрыми глазами внезапных пришельцев этого сонного царства.





Во второй день, по устоявшейся традиции, всех отважных покорителей Костромских дорог угощают колбасой, чтобы лучше "колбасилось" на треках этого дня. Чтобы колбаса была использована по назначению, решили, что за первый день мы достаточно вкатались и нужно поставить себе цель в виде интересной точки на красно-желтом маршруте. В качестве такой точки мы выбрали два храма в урочище Мироханово, точка номер 17. Вот тут, к сожалению, сказалось отсутствие толковых спутниковых снимков. Уже дома, мы увидели, что была другая дорожка к Мироханово, но когда мы были "на месте", то повернули на логичную дорожку, ведущую в нужном направлении и поэтому вряхались в душевные лесовозные колеи, напоминающие окоп, вырытый в полный профиль. Первые несколько километров народ упорно преодолевал "дорогу". Но когда в очередной засаде мы подсели, на разведку были посланы штурманы. Пока вытаскивались на твердое, штурманы принесли неутешительные вести - впереди, на сколько они успели пройти и увидеть, продолжаются колеи. Народ от этой новости приуныл, так как до точки оставалось еще несколько километров, а открывающиеся перспективы отодвигали её достижение. Была предложена альтернатива в виде пешей прогулки, но команда не загорелась этой идеей, поэтому общим голосованием решили возвращаться. Пока развернулись, пока выстроились, увидели на картах интересную дорожку и решили, что половина группы едет в Ножкино до Авраамиевого монастыря, точка под номером 12, а вторая половина группы пробует найденную дорогу и по результатам через 30-40 минут выходим на связь и решаем куда ехать дальше. Второе "увы" за этот день - дорожка привела в никуда, точнее, в заболоченную низину, от которой до точки было снова несколько километров. Пришлось возвращаться "не солоно хлебавши". Увы, Мироханово нам не далось.

> Где-то там, за лесом Мироханово. Для более тщательного колбашения даже снег перестал идти, небо расчистилось и нас подбадривало яркое зимнее солнышко.


> Мороз и солнце. Колеи и лед.


> Слоганом всего дня была присказка про спешку. Стоило чуть-чуть поторопиться или совершить мельчайшую ошибку, например, неправильно выбрать траекторию движения, отпустить рано педаль газа, инстинктивно нажать на тормоз - тут же повисает тишина и потом начинает гудеть лебедка. Выбраться своими силами очень сложно, да и чаще всего невозможно вовсе.


> Чем глубже в лес, тем глубже колеи. С одной стороны, стоящий мороз немного сковал широкий межколейник и по нему можно ездить, но с другой стороны если машина повисает на этом межколейнике, то выбраться с него она может только на лебедке.


Собравшись вновь командой у стен Авраамиевого монастыря, намечаем дальнейший путь. Чувствуется, что ребята, которые тут в первый раз, явно уже притомились от "обычных" для нас заездов по направлениям. Чтобы всем было комфортно и без чрезмерного напряжения, поехали до деревни Лосево, точка 32, там смотрим красивые храмы, замыкаем задуманное красное кольцо, выходим к Грибаново, точка 35, и возвращаемся в лагерь. Сразу же договорились, что как только перед началом красного трека мы оказываемся в крайней точке от которой еще можно будет вернуться на зеленую дорожку, ребята оценивают свои силы, взвешивают их и либо самостоятельно возвращаются по твердой дороге в лагерь, либо едут с нами дальше на урочище Солда, точка 31 и далее к Грибаново. За день стало вполне очевидно, что такими темпами, при стремительно тающем снеге, да под воздействием проехавших тут ранее команд, красная дорожка скорее всего будет не сильно простой. Да еще нависшие сумерки недвусмысленно намекают, что ночь вот уже скоро спустится на землю и вступит в свои права, а если силы уже на исходе, то ночная дорога может обернуться потерями из-за усталости. На этом и порешили. Теперь немного раскрою интригу, почему мы так рвались в Грибаново. Утром в лагере, генерал Разгром, наслышанный о нашем вчерашнем запиле от Серебрянного ручья, поручил нам, по возможности, добраться до Грибаново и немного выпилить подлесок, который вырос вокруг стоящей там деревянной часовни.

> Вид из Ножкино, от стен Авраамиевского монастыря на Чухломское озеро.


> Пока самые отчаянные искали альтернативные путь на Мироханово, более спокойные набрали водички в Авраамиевском монастыре и перевели дух.


Дорога до Лосево от монастыря сначала шла по асфальту, а потом перешла в жесткий грейдер, который от прошедших дождей и талого снега был испещрен ямками и поперечными промоинами. Лосево встретило нас нерадостно - деревня расположилась на холме и продувается всеми ветрами, да еще и погода поменялась с солнечной на сумрачную и облачную. К нашему сожалению два красивых храма в Лосево - Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы, один построенный в 18 веке, а другой - в 19, оба оказались закрыты. Немного походили вокруг, сделали несколько общих кадров, да поехали дальше. Дорога на нужной своротке к Солде продолжалась на десяток метров, а потом превращалась в направление, вектор которого указывали обильно нарезанные колеи от тяжелой техники уходящие к прорехе в стене леса на другой стороне поля. Ерюгино, как и Леушино, оказались притаившимися где-то в лесу деревнями, полностью оставленными людьми, но нам туда и нужно. Дорога лучше не становится, а даже наоборот подает все признаки к ухудшению. Тут наступает время для ребят, которые не чувствует в себе задора для красных треков, сделать выбор - дальше может не оказаться подходящего места для возвращения. Как стало чуть позже понятно, часть команды принимает правильное решение и разворачивается. Договариваемся о способах связи, о дальнейших планах и разъезжаемся - мы вперед в ночные лесовозные колеи, а ребята назад к грейдеру и в лагерь. Пока есть время активно изучаем карты - где-то тут должна быть пунктирная красная просека ведущая к Грибаново, либо красная дорожка, уводящий на Солду.

> Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лосево, постройки 1840 года. Бросается в глаза очень необычная для здешних мест кубическая форма храма и то, что две больших церкви стоят так рядом.


> К сожалению, оба храмы были закрыты, а вот иконка над входом церкови Покрова Пресвятой Богородицы заинтересовала своей историей, спросить про которую было не у кого.


> Церковь Воскресения Христова в Лосево, построенная в 1771 году усердием прихожан, закрытая при советской власти и бездействующая поныне.


Вроде находим подходящее направление на Грибаново, которое теоретически совпадает с красным пунктиром на выданных утром картах. Немного проехав по нему, упираемся в очередную заболоченную линию ЛЭП. Вчерашних заездов под линиями электропередач нам хватило с головой, плюс маячит "солнечная" перспектива езды на лебедках, поэтому решаем что идем на Солду по красному треку, попутно посмотрев на еще одну дорожку, которая может оказаться подходящим вторым пунктиром к Грибаново. К нашей удаче перед нами на Солду ушла команда, так что в случае форс-мажора у нас будут достоверные разведданные о дороге впереди. Проехав по лесу несколько километров в поисках второго пунктира, попутно преодолев несколько залитых водой низинок, грязевой бродик, мы уперлись в очень неприятный крутой и протяженный овраг, с протекающим внизу ручьем, и крепко задумались нужно ли нам дальше. По центру того, что раньше было дорогой, тянутся две колеи от лесовозов, дно которых покрыто странной субстанцией, по консистенции напоминающей тесто для пирогов, но если бы тесто делали из суглинка и воды. Обочина этой "дорожки" представляет собой перерытую и перевернутую землю, из которой в хаотичном порядке торчат неясные доски, пни, корни, обрывки стальных тросов. Точно такая же картинка видна на противоположной стороне оврага. По всем признакам - нам туда не нужно. Начинаем разворачиваться на пятачке - штурмана отжимают деревья, миллиметры между кузовом и стволами, разворот в несколько десятков приемов, но, в конце концов, все удается, и мы возвращаемся.

> Ночью главное - не суетиться и не спешить. Бывает очень и очень тяжело собраться после нескольких досадных промахов. Тогда появляется раздражение и просыпается желание поднажать, подускорится, пройти ходом, или лень лишний раз выпускать штурмана... Вот тут-то без друзей и команды бывает очень трудно. Поэтому приободрить друга парой слов, или просто потрепать по плечу, дорогого стоит.


Бросаю взгляд на панель приборов - стрелка температуры лежит в нуле. Чувствую, как по коже пробежал морозец. Мотор-то вскипятить проще простого, несмотря на то, что он дизельный. Делаю вдох и медленный выдох - слышу, что печка не работает, а при нажатии на педаль газа стрелка тахометра неподвижно лежит. Немного отлегло - видимо просто короткое замыкание в сети. А пока возвращаемся на перекресток дорог и уходим по дороге, ведущей к Солде. Замечаю, что в салоне становится заметно прохладно и лобовое стекло затягивает молоком из-за нашего дыхания. Упираемся в брод через реку Солду. Пока штурманы ищут брод, мы срочно ищем предохранитель нужного номинала. Быстрая смена, но не проходит и минуты, как перегорает новый.
    Пробую еще раз заменить предохранитель, и печка оживает. Можно идти вброд, тем более что нужная траектория найдена. Взобравшись по выложенному бревнами выезду, наблюдаю иллюминацию из ламп на панели приборов - замочили генератор и видимо залипли щетки генератора. Пока выбирались, немного покрутили мотор и вся гирлянда, к счастью, погасла. Бросаю взгляд на вольтметр - мы едем на аккумуляторах и без генератора. Попробовали пару раз ткнуть топором по корпусу генератора. Особенных результатов не дало. Вечер снова перестает быть томным. Настроение стремительно падает, но надо еще выбраться на твердое, а до него ехать не близко. Выключили всех потребителей, от раций до габаритных огней, даже на тормоз старательно не нажимаем. Из "баловства" оставили себе только печку - от неё в салоне было тепло, не запотевали стекла и сохранялись силы. Как мы выбрались с этой пунктирной дорожки, ни разу не размотав лебедку - до сих пор не понимаю.

> И все-таки мы доехали. Колокольня церкви Успения Пресвятой Богородицы 1800 года постройки в Солде. Даже в ночи за колокольней читался прямоугольник стоявшего когда-то тут храма, который был разрушен в 1960м году. Храм был построен в 1802 году, а с 1515 по 1764 года здесь существовала Жукова-Богородицкая-Успенская-Солдовская мужская пустынь.


Выезд на грунтовку с одной стороны успокоил - дальше будет немного проще. С другой стороны становилось немного неуютно и грустно от того, что, скорее всего, придется сниматься с третьего дня и ехать в сервис до Галича, либо сразу до Костромы, плюс задание по расчистке Грибаново выполнить не удалось. Ребята, видимо чувствуя мое настроение, всячески подбадривают, шутят и придумывают тысячу и один способ как нам проехать третий день, и вернуться домой без генератора. Люблю я этих чертеняк - только благодаря им не опускаются руки. В лагерь мы прикатили около половины второго ночи, честно говоря, без задних лап. К нашей радости, уехавшая ранее часть экипажей, заботливо приготовила на нашу долю кострюлю ароматного и горячего супа-харчо, который мы сметелили на одном дыхании.
    Заставил себя помочь Диме всунуть свои батарейки в его ТЛК 80, которую он оставил на ночь тарахтеть и провалился в сон. Ночь прошла тяжеловато, спалось плохо, видимо груз задачи не дал выспаться. Как рассвело, я вынул электрическую схему и, чтобы не мешать спящей жене, пошел в ТЛК 80, где было тепло и хорошо, и начал разбираться в хитросплетении прямых линий. Когда заприметил нужную цепь от генератора, то отыскал на ней и предохранитель, который перегорал вчера. Радости моей не было предела. Я чуть откинул спинку кресла и тут же провалился в сон - сегодня для нас в любом случае можно было не трубить раннюю побудку, но куда копать мы уже знаем.
    Утром, когда все проснулись, решили - часть команды, не участвующая в ремонте едет по ближайшим точкам, а наш экипаж и экипаж Вовки Кирогаза оживляет зарядку на Прадике. По результатам мы выходим на связь с основной группой и договариваемся, в каком месте состыкуемся. Ждать завершения нашего ремонта как-то синхронно решили и экипаж Практика, и экипаж Димы, причем не просто ждали, а оказывали всяческую помощь. Попутно нашли дырявый пыльник ШРУСа, но армированный серый скотч решает. Поворот ключа зажигания - зарядка потекла в оба аккумулятора. Полная победа, исключительно силами команды. Как говорится, друг за друга держаться - ничего не бояться. В таких маленьких победах и проявляется тот самый командный дух, о котором говорят Чухорги - не только в колеях преодолеть все, завалы раскидать, трос подтащить, но и в ремонте, если не делом, так хоть словом или шуткой приободряющей. Но мы уже засиделись, а время к часу дня. Поехали потихонечку на маршрут. Сегодня исключительно едем "по лайту" и смотрим точки, которые находятся недалеко от лагеря.

> Утро туманное, да еще и ночь короткая, но, тем не менее, все бодры и веселы. Быстренько раскидываем все, что возле генератора, палки, синяя изолента, пара скруток и находим виновника "праздника".


> Ребята намечают точки интереса - они решили съездить до Зашугомья. А вторую часть команды ожидает срочный ремонт.


Первой точкой интереса у нас была деревня Савино, из которой вроде можно было найти красный пунктир к следующей точке Зинаково. Само Савино оказалось достаточно крупной заброшенной деревней, с сохранившимися домами и стоящей в центре деревни каменной часовней. Деревня чувствуется, была большая, сохранился большой дом с не менее большим амбаром. Чуть поодаль желтеет среди серых деревенских дом местного "интеллигента". Кем он был сейчас установить уже сложно, но в украшение дома он вкладывал всю душу. К сожалению, больше тут делать нечего. Немного проехали вокруг деревни в поисках красного пунктира, но не найдя его, выехали на отсыпанный грейдер и двинулись к Зинаково.

> Каменная часовня в Савино. История ее, скорее всего уже теряется в веках.



> Встретили в Савино одинокий Патруль и второй одинокий Патруль в колеях на подъездах к урочищу - у него куда-то ушел полный привод и ребята пробовали себя в качестве моноприводных проходимцев. К сожалению, получалось у них не очень, но от помощи ребята отказались и продолжали борьбу самостоятельно.


> Самый большой дом в деревне - большая двухэтажная жилая часть, вместительный амбар с большими воротами на уровне второго этажа, куда могла легко поместиться груженая телега.


> Вход в этот дом украшен резьбой.


> Дверка в одну из деревенских избушек. Ручка находится на уровне носа. Во всех северных деревнях обычно двери делали невысокие, чтобы не уходило много тепла, поэтому входить приходится согнувшись.


> Внутри избушки, увы, кавардак и беспорядок.


> Яркое пятно в Савино - домик местного интеллигента.


> Уже на выезде нашли кусочек старой газеты, в которой можно было выбрать периодическое издание для подписки.


Так как сегодняшний день у нас получился скомканным, что связано и с поздним выездом из лагеря, и с тем, что в лагерь мы хотим приехать не слишком поздно, то едем мы без особой спешки.
Стоило только дороге стать монотонной и однообразной, как мысли из практического русла о том, как не застрять и проехать, перетекали в русло размышлений о том, что окружает нас. Сегодня в голове все возвращается к мыслям о месте и к тому, как время меняет все, делая настоящим. Когда-то тут бурлила жизнь, по этой дороге ездили люди из ближайших деревень, которых тут было гораздо больше, а сейчас медвежий угол, который стремительно расширяется. А все, что, казалось, будет стоять веками, стремительно превращается в тлен.
А вот и Зинаково, точнее точка на навигаторе с таким названием, а в действительности просто большое поле, в центре которого стоит деревянная часовня, а рядом с ней, как бессменный часовой, стоит старинный дуб, тонкими кривыми ветвями подгоняя непрошенных странников, чтобы проезжали дальше.

> Часовня в Зинаково постройки конца 19 - начала 20 вв. История часовни сгинула в потоке времени. К сожалению, внутри тоже уже ничего не осталось, кроме нескольких указаний карандашом на бревнах о том, сколько тут убрали чего-то посеянного.


> Почвы тут крайне мягкие - все успели примоститься в колеях перед часовней.


> Ну и почти в самом конце светового дня доехали до церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Торманово, построенной в 1791 прихожанами, которая сейчас пустует.


> Сквозь крышу храма видно небо.


> Решили не искать на ночь грядущую приключений, а возвращаться в сторону лагеря. По дорожке заприметили на навигаторе точку почти рядом с трассой. Время позволяет, поэтому стоит заскочить, решили мы и совершенно об этом не пожалели.


Деревни Высоко уже давно не осталось, а величественный храмовый комплекс, стоящий на вершине горы стоит. Когда мы оказались рядом, то поняли, что одна из самых интересных точек Полной Чухломы оказалась почти рядом с лагерем.

> Дорога к Высоко ведет на горушку. Почему-то в голове всплыло это забавное слово одного старичка-боровичка, с которым мы повстречались в прошлом году на берегу речки Вохтома.


> Храмовый комплекс в Высоко. Сразу видим церковь Воскресения Христова, точнее, возвышающуюся часовню. Храм построен в 1-й половине XVIII в.


> Ночью, да еще и в тумане видно не очень хорошо, но масштабы завораживают. Из-за тумана почти исчезают дальний план, и от этого монументальность колокольни производит неизгладимое впечатление.


> Стоящая чуть дальше церковь Илии Пророка, построенная в 1820м году.


> Внутри храма почти не сохранилось внутреннего убранства и элементов декора, даже штукатурка почти вся облетела. Размеры внутреннего пространства храма поражают. И снова мелькает мысль о том, какой же была по размерам деревня Высоко, если тут стоял такой храм, вмещавший несколько сотен человек.


> Окидываем еще раз взглядом церковь и отправляемся в лагерь на финальный праздничный костер. К сожалению, время все- таки где-то успело срезать чуть-чуть, и день уже близился к завершению.


> Уже утром, перед отъездом, забрались еще раз в Высоко. Немного постоять тут, на самой высокой точке Костромской области, подышать и подумать перед рывком домой. В этот раз на Полной Чухломе мы видели в основном оффроуд, броды, ночные продирания сквозь лес и болота, умерший генератор, короткий сон и редкую пищу, а самый красивый объект был рядом с лагерем. Как говорится - красивое всегда рядом, нужно только захотеть его увидеть.


Еще раз убедился в том, что Полная Чухлома - это место, где можно выбрать и найти все что хочешь. И то, что тебе надо именно сейчас. Тебе и команде. Все наголо. Все разу понятно. Наверное, поэтому и приезжаем сюда. Тут теряют силу условности, не работают механизмы матрицы и навязанные костыли нашего будничного мира. На Полной Чухломе обретают утерянную силу настоящие свойства человеческой души. Взаимовыручка и дружба становятся самым важным. Ну и конечно тут, на Полной Чухломе, силен твой личный выбор. Тот выбор, который ты делаешь, когда выбираешь, как провести праздничные дни в ноябре и который тебя ведет все три дня, тот выбор, который ты делаешь и от которого вкус жизни обретает насыщенность, а сама жизнь становятся яркой.

Спасибо большое дорогим Чухоргам, что с вашей помощью мы можем увидеть сами себя. И спасибо команде - ребята, с вами хоть куда!

Спасибо за внимание!

Начало - тут.

В записи использованы фотографии:
- мои;
- Ивана @peleleq Пелевина;
- Вовы @kirogaz Бархатнова.

полная чухлома, пч2017, костромская область

Previous post Next post
Up