"Утро. Серое свинцовое небо тяжело нависло над городом. Мрачные тучи злобно заглядывают в одинаковые окна одинаковых офисов. Ненасытные бетонные надолбы высоток своими глотками-подъездами всасывают в себя человеческую биомассу. Тысячи автомобилей-обмылков понуро скребутся по серому асфальту. Безвкусный кофе, синтетические эмоции, эрзац-общение через сети, бездумные лайки, фальшивый мир маркетологов, монотонное убийство жизни...Урбан поедает своих детей...И, кажется все, выхода нет..."
ПЧ2017. Андрей "1grom"
Почему снова мы мчимся в густую ноябрьскую ночь, чтобы снова через три дня с чувством легкой печали покидать гостеприимную Костромскую землю? В этом году у нас собралась большая команда, с нами были наши друзья, часть которых бывала уже на Полной Чухломе, а часть бывала с нами в других поездках, но им предстояло впервые окунуться в Чухреальность. Как она встретить их, как они сами примут её, а может быть и они зададут мне этот вопрос. А пока наматывались километры замерзшей дороги от Москвы до Костромы, в уме перебирались слова, которые смогли бы описать, либо дать хотя бы общее представление о том, почему Полная Чухлома стала для нас гораздо большим, чем просто рядовым фестивалем или покатушкой. Все следующие дни, когда мы продирались сквозь заболоченные гати, какие-то невероятные низины и тропы, слушали чавкающие звуки снаружи, я мысленно вновь возвращался к этому вопросу. Что нас так манит, неотступно преследует и крепко держит на этой северной земле?
Выезжали из дома мы в расчетном графике, да и вся группа отстукивала в whatsapp-группу, что у всех все штатно, но нашему экипажу нужно было заскочить в сервис. Ребята забыли про то, что нужно было установить новые фары рабочего света. Так как утром в день выезда гладко все быть не может, то после выезда из сервиса мы отставали от всей группы примерно на час-полтора, но мост через Волгу в Костроме уровнял наши шансы. Ребята успели пообедать, а мы их успели догнать, чтобы из Костромы уже выехать организованной группой. В этом году толпы неутомимых чухэкипажей принял Солигаличский район. Солигалич, Судай и сама загадочная Чухлома (ударение, кстати, на у) гостеприимно распахнули перед нами двери. Доезд в целом прошел успешно, но переходная около нулевая температура подарили нам несколько обледеневших участков дороги, а летевшая с дороги водяная пыль нарастили толстые ледяные корки на фарах. Заправив полные баки под Чухломой и выстроившись в боевой порядок, мы ушли в сторону Судая. Без проблем нашли лагерь, зарегистрировались и получив сундучки, отправились на поиски места для лагеря. В пути были еще два наших экипажа - Дима на синей ТЛК80 смог выехать из Москвы только в 9м или 10м часу вечера, а Практики хоть и выехали позже, но решили поупражняться в замене топливного насоса почти в центре Костромы. Но, к утренней побудке, все команда была в сборе.
> Традиционно, на выезде из лагеря первого дня, можно увидеть самую разную технику, которая еще не разложилась на красных и пунктирных эгегейских треках и пока передвигается самостоятельно.
> В этом году были замечены два бодрых Дастера, которые весьма настойчиво покоряли желтые гео треки.
> УАЗ Микула. У меня сложилось впечатление, что в этом году "банда" 469х заметно поредела - на смену им все больше приходят Патриоты.
Чтобы приехавшие ночью экипажи чуть больше отдохнули после дороги, общий подъем решили трубить "не навязчиво". Быстренько приготовили завтрак и определив время на сворачивание лагеря, разбудили отстающих и покатили к Чухоргам за картами и приятными штучками на первый день. Пока мы получали командой карты, пока пытали ЧухОргов на предмет коротких и интересных дорожек, пока подписались на небольшой "побочный квест", Дима ЧП завершал подключение лебедки на своей ТЛК. "Побочный квест" заключался в том, что ЧухОрги попросили участников повесить памятные таблички в определенных путевых точках. На нашу долю выпала табличка для установки в селе Венгино на дом усадьбы Канаева. Для первого дня мы решили не злоупотреблять бездорожьем и пройти небольшой маршрут, который бы провел нас чередой желтых и красных дорог по точкам интереса и вернул вечером берегом речки Виги обратно в лагерь.
> Погода, видимо, специально для нас постаралась - все кругом, леса, поля, деревни, красиво присыпало снегом. Но стоит съехать на нужную тропу и становится очевидно, что под белым снего ничего не замерзло, грязь по осеннему густая.
Первым направлением была выбрана желтая дорожка, которая привела нас в урочище Плосково, от которого остался характерный для вымерших деревень и эпизодический подлесок. В чахлом подлеске притаились остовы старых домов, в которых поселился ветер, мечущийся от окна до окна. А среди них стоит красивая изящная деревянная часовня Рождества Иоанна Предтечи и Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенная для больной супруги московским купцом Корзинкиным. Для того, чтобы закольцевать этот трек решили доехать до перекрестка с красным и зеленым треками, для чего нужно было преодолеть мостик, который внезапно хотел уплыть погулять. К счастью перед нами шла команда и их замыкающий любезно согласился подстраховать нас при преодолении брода. Брод смогли взять все, 80ткам на 35х преграда далась полегче, чем тем, кто на 33х. Но к сожалению, второй Прадо в команде встретился с плавающим увесистым бревном и лишился фары, немного помял крыло и проверил корпус шноркеля на прочность. В общем, преодолев злополучный брод, наша команда выбралась из низины и занялась поисками нужного перекрестка желтого, красного и красно-пунктирного треков. Не найдя такового, а на одной из потенциальных дорог упершись в глухой завал, решили ехать к следующим точкам по окружному зеленому треку.
> Машинки покрываются Чухломским загаром, которого не хватило за лето.
> Примерно в этом месте была большая деревня, ставшая урочищем Плосково.
> Часовня Рождества Иоанна Предтечи и Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Когда часовенка была только построена, то её купола были покрыты сусальным золотом, внутренние стены и купола расписаны итальянскими мастерами, а по периметру часовни шла галерея.
> Часовенка, издалека похожа на какой-то сказочный теремок, который не низок, не высок и стоит среди леса. К сожалению, внутри почти ничего не сохранилось, вся роспись практически утрачена, хотя на обрывках холста, свисающего у купола внутри, еще можно разглядеть ангельские лики.
> По бокам от дороги, которая идет сквозь деревню, стоят покосившиеся старые дома, смотрящие на нас глазами черных оконных проемов. Где-то среди них стоит и дом того самого купца Корзинкина.
> Брод по дороге от Плосково. Мостик, который тут когда-то был, вместе с осенним паводком решил пойти погулять, но запутался в кустах рогоза, долго дергался, чтобы выбраться, но чем больше дергался, тем больше путался, поэтому, обессиленный и обиженный на весь мир, отвернулся от людей и замер запрудой, что-то бурча себе под нос небольшим перекатом.
> На 35х колесах брод преодолевался почти легко. На 33х колесах капот неприятно заливало и в нескольких местах было достаточно щекотливо.
Немного скучного асфальта, небольшой грейдер и уходим на что-то мало езженное нормальными машинами - вперед тянутся колеи от наших предшественников, ехавших явно на чем-то грязевом. Примерно с этого места круг запланированного желто-красного маршрута начинает разматываться - Юрьевское, Лаврентьевское, где в последний момент видим приписку, что просят не ездить через деревню, Ассорино, Плотина, Лапутино, Дорок, а вот колеи и вывели к Венгино. В Юрьевском, справа от дороги, виднеется старинный храм, но вовремя заметили в роудбуке примечание - местные жители просят через деревню не ездить. Мы конечно поискали немного какие-то другие подъезды, но ничего не найдя решили ехать дальше. Читая название с первого раза не смогли понять - Плотина, это название гидротехнического сооружения или деревни. На месте прояснили - все вместе. В деревне протекает река Ножига и в этом месте стоит плотина, смытая временем, но через неё проходит мост, соединяющий деревню с большой землей. Деревушка когда-то была большой, это видно и по размеру домов и по их количеству, но время берет свое. Дорога петляет среди домов и уводит нас куда-то за околицу, проводя мимо очередных разрушающихся старых домов. Дорога меняется и становится похожей на железную дорогу - в качестве железнодорожных путей колеи, а за паровозы выступаем мы. Так как особых вариантов для съехать в сторону не наблюдается, то едем по накатанному следу. В скором времени догоняем группу бодрых Кайронов, следом за которыми едем до Венгино.
> Часть нашей команды. В этот раз, с технической точки зрения, группа у нас получилась несколько разношерстной - две ТЛК 80 на 35х колесах и Прадики, Паджеро Спорт и Паджеро 2 на 33х колесах. Компенсировалось все тем, что ТЛК были обуты в АТ и зимнюю резину, а все "младшие" в 33 МТ.
Наблюдая за тем, как лужи лениво перетекают по длинным глиняным колеям от впереди идущих машин, слушая чавкающие звуки, раздающиеся снаружи, отогревшись в сухом тепле салонного отопителя, лениво начинаю размышлять над ставшим притчей, ироническим вопросом: "А чем сейчас занимаются нормальные люди?". Но время на размышление заканчивается быстро - нужно аккуратно поставить машину в разрез колеи тут, а дальше, на том межколейнике, взять поправее, дальше левее и по кустам. А за кустами вообще низина со сложным выходом переходящая в длинную горку с уходящей в право колеей - на сонные мудрствования времени не остается. Люди, в моем понимании нормальные, сейчас окружают меня - они едут позади меня в 5 машинах, и в тех Кайронах впереди тоже они, и где-то еще сейчас в Костромских лесах борются с дорогой снова они. И не о чем тут особенно раздумывать.
> Село Лаврентьевское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Лаврентьевском постройки 1838 года.
> Деревня Плотина. Понять на сколько она жилая затруднительно - часть команды видела где-то в центре дымок от печи, но признаков людей не было видно.
> Дороги, на которые нанизывались деревни, были как кровеносные сосуды. По ним текла жизнь, люди приезжали и уезжали, ехала почта, продукты, лес, разные нужные товары, но деревни исчезают, стираются с карт и с ними увядают сосуды, питавшие их, теряя свой былой вид и легкую проходимость.
> Желтая дорожка
> Дома еще крепкие, но о том, что они не живые говорит отсутствие электрических проводов.
Перед тем как попасть в Венгино, заскочили на погост Дорок. Именно к нему и вела та дорожка, уходившая вправо на затяжном подъеме. А за горкой, среди густого леса стоит одинокий храм. Естественно состояние его крайне печальное. Немного побродили внутри - тут, увы, ничего не сохранилось, только на полу лежат кусочки штукатурки с видимыми на ней следами росписи внутренних стен. Вокруг храма кладбище, на котором еще хоронят людей - свежие захоронения датированы этим годом. Среди типовых крестов попался поваленная старая колонна, имя на которой почти не читалось, да странный деревянный могильный памятник с нишей для лампадки и иконки.
> Время чуть за 3, а уже на улице темно. Правда в эту темноту заметный вклад вносят низко висящая облака, лениво ползущие по небу и цепляющиеся за шершавые вершины елей.
> Церковь Николая Чудотворца, что на Дорку. Основана была не позднее 1й трети 17 века, а каменный храм построен в 1815 году на средства прихожан.
> Трёхъярусная колокольня.
> Трапезная. Когда-то тут теплились лампадки, горели неверными язычками одинокие свечки, а сейчас саван белого снега укрывает храм и обвалившиеся своды.
> Единственные оставшийся в храме крест.
> Под березкой нашелся деревянный надгробный камень.
> А недалеко еще один старый надгробный камень, но уже каменный.
> Вокруг храма кладбище, на котором встречаются свежие захоронения. Видимо тут и можно встретить старые деревни, через которые мы проезжали чуть раньше и поедем чуть позже.
После Дорка до Венгино рукой подать и тут уже начинает чувствоваться еще теплящаяся жизнь - дома в деревнях стоят ухоженные, на участках прибрано, видны следы пребывания тут человека. А вот усадьба Канаева в Венгино как-то не вызвала особенного интереса. Хотя точнее - любопытно, но внутри кругом горы битого стекла, грязь, следы копавшихся тут любителей поживиться "на халяву". Какое-то чувство брезгливости меня одолело, почему-то тут не хотелось ни к чему прикасаться, а захотелось как можно скорее отсюда уйти. Мельком прошелся по комнатам, посмотрел на старые рукописные записки и письма, рассыпанные по полу как осенняя листва на земле, да вышел на свежий воздух, смотреть как установить памятный знак, который мы везли сюда целый день. Странное место.
> Как гласит путевая книга "Один из первых владельцев Венгино Иван Антонович Канаев - участник экспедиции Беллинсгаузена в Антарктиду в 1819-1822 гг, а в 1834-1841 гг. - начальник Аляски."
> Внутри. Когда берешь в руки старые письма, исписанные или ровным женским почерком, или скупой мужской рукой, то посещает чувство, что держишь в руках ценный фолиант. И дело не в том, что этому желтому листку много лет, а дело в каком-то особенном чувстве. Кажется, что преоткрываешь завесу и можешь увидеть, как трещал камин, комнату наполняла теплом и уютом стоящая у вот этого окна лампа, а автор этого письма, выводил череду букв, вкладывая в них теплоту своего сердца и искренность человеческих взаимоотношений, почти потерянные сейчас.
> Даже бумажка учета рабочего инвентаря, заставляет представить царившую тут деловую суету в пору весенней посевной или осенней уборки урожая, когда за окнами светило ласковое весеннее солнышко или заливала темнота октябрьского вечера, да барабанил в подоконники дождь.
> И еще раз обратимся к дорожной книге: "Венгино владел племянник И.А. Купреянова Василий Александрович Куприянов, редактор "Морского сборника", конструктор первых подводных лодок в России и морской писатель. Следующий владелец - Канаев В.Н. - поставил здесь свою усадьбу - редкий пример сельской купеческой усадьбы периода эклектики. ". Отвлекаясь от царящего внутри беспорядка, видишь то цветные стекляшки в остеклении веранды, то внутри дома красивые камины, то еще какие-то мелкие детали, которыми старательно украшают жилище, в котором хотят провести долгие годы.
Ну и как только вышли ребята, то наметили место, да повесили табличку на приготовленные саморезы. Теперь проезжающие мимо будут знать, что тут находится, и кто тут жил. Ну а мы покатили дальше. Некоторые экипажи испытывали явную тягу к приключениям, поэтому решили съездить к селу Слуда, одним глазком глянуть на брод. Брод был интересный, но куда ехать дальше из Слуды мы не представляли, поэтому решили брод не штурмовать, тем более что на дворе была уже ночь, а проехать берегом от Серебряного ручья до лагеря. По карте нас разделяло примерно 7 километров.
> Ответственный момент - установки таблички. Хочется верить, что потомки увидят её и приехав домой, "загуглят" кем же был этот Канаев, чей дом они увидели, чем он занимался, чем жил. И, возможно, увидят его предков, и, возможно, в мире появится еще один человек, увлеченный большой, светлой идеей, кому будут чужды бетонные муравейники, которого будут манить новые горизонты и своя Антарктида.
Первые километра три нам удалось легко и непринужденно проскочить практически на одном дыхании, а дальше мы уперлись в перекресток нескольких дорог. На каждую было послано по гонцу, которые возвращались с неутешительными новостями - проезда нет, но есть чьи-то следы, причём везде. И тут внезапно из ближайшей своротки на поляну выкатилось три Тойоты, оставившие эти самые следы. Это была команда "Полярные волки" во главе с Аркадием "discovery3" и Сергеем "Белкой" - оказывается они занимались примерно тем же, что и мы, а именно искали короткую дорогу в лагерь. Тактику они выбрали занимательную - перед ними носился квадрик, ловко прыгая во все подозрительно подходящие повороты, находя нужный проезд, а следом за ним ломились Тойоты, периодически распиливая завалы, встречающиеся на пути. Найдя нужный поворот, они послали туда квадр и получив утвердительный ответ, что дорога есть, начали углубляться в лесную чащу. Мы благоразумно последовали за ними. В какой-то момент ребята притомились продираться сквозь ту самую чащу и предложили нам поучаствовать в преодолении завалов, преграждающих путь. Пасовать перед лицом заслуженных покорителей крайнего севера нам показалось несерьезным, поэтому мы любезно приняли эстафету и, вооружившись пилами, вперед пошли наши штурманы. До лагеря оставалось 4 километра и вечер стремительно прекращал быть томным.
> После выезда из леса машина напоминала лешего - вся в веточках, хвое, ягодах рябины, каких-то палочках, грязная, но довольная.
Не буду в деталях описывать этот путь - мне не удастся его достаточно хорошо живописать. Но замечу, что на него мы встали около 6 вечера, а в лагерь мы вкатывали около 11 с копейками. За это время мы преодолели какие-то невероятные завалы, продрались в самом прямом смысле через линию ЛЭП по следам квадра (что делать часто было сложно, потому что низины, державшие квадр, любовно принимали в свои объятья наши машины, мешая двигаться вперед) и все-таки выехали в лагерь. Неоценимую помощь в преодолении этого участка оказали наши штурманы - Иван, Денис, Рома и Кирилл. Пилоты по мере сил и возможностей тоже пытались помогать, но основная нагрузка легла именно на штурманские плечи. Когда мы приехали в лагерь, то ребята буквально валились с ног от усталости. У них даже не осталось сил на ужин - уснули под равномерное тарахтение моторов. Погружение в Чухреальность начиналось и затягивало.
Спасибо за внимание!
Продолжение -
тут.
В записи использованы фотографии:
-
мои;
-
Ивана @peleleq Пелевина;
-
Вовы @kirogaz Бархатнова;