Неаполь - завершение путешествия.

Aug 04, 2017 17:26

Пятый день совершенно внезапно стал днем открытий.
Как я написала раньше, его мы собирались провести на Капри. Сесть на кораблик, доплыть до острова, погулять там до обеда, купить знаменитый торт "капрезе", сплавать в грот, а затем, снова на кораблике, поехать в какой-нибудь городок на материке, а оттуда автобусом вернуться в Неаполь.
Однако мы поняли, что ни на какой Капри мы не хотим… Не хотим кораблика, не хотим моря. Хотим спокойный день без спешки.
На такие случаи у нас всегда есть резервные варианты маршрутов, так было и в Неаполе.

Неохваченными оказались монастырь Санта - Кьяра и Капелла Сансеверо. Оба объекта были описаны в путеводителе, но мы их оставили как резервные, если останется время.

Как мы ошиблись! И как прекрасно, что мы туда все же попали!

Капелла Сан-Северо - это драгоценный камень, это сверкающий бриллиант, объект совершенно обязательный для посещения в Неаполе!

Итак, утром мы неспеша позавтракали и вышли в город.

Капеллу Сан-Северо мы нашли с трудом, даже с GPS.
Мы представляли капеллу как нечто помпезное, в отдельном здании, но она выглядела как вход в обычный жилой дом, на углу узкого переулка. Собственно, так и должно было быть, она была построена как семейная усыпальница князей Сен-Северо.

Раймондо ди Сангро, князь Сан-Северо, построивший капеллу, был легендой Неаполя.

Я нашла много материала о жизни князя Сан-Северо, понимаю, что это не всем интересно, но без его жизнеописания трудно понять то, что мы увидели в капелле. Тем не менее, вы можете пропустить текст, описывающий жизнь князя Раймондо, и просто читать дальше.

**************************************************
Раймондо родился 30 января 1710 года в Торремаджиоре (Torremaggiore), где его отец имел феодальные земли. Его мать, Сесилия Гаетани де Акуилья (Cecilia Gaetani dell’Aquila d’Aragona) дочь принцессы Авроры Сансеверино, умерла в декабре того же года. Отец, Антонио ди Сангро (Antonio di Sangro), герцог Торремаджиоре, после смерти жены пустился во все тяжкие, начал прожигать жизнь в кругу друзей, на веселых попойках, и не обошлось без прекрасных дам в изрядных количествах.
Заботу о молодом принце взял на себя его дедушка Паоло, шестой принц Сансеверо и Рыцарь Золотого Руна, к нему и был отправлен Раймондо.
Приблизительно в 1720 году, когда дедушка решил дать внуку достойное образование, Раймондо оказался в Риме, поступив в Иезуитский колледж, самую престижную школу того времени.
Раймондо стал превосходным студентом, учил философию и лингвистику, знал восемь языков, изучал пиротехнику и естественные науки, гидростатику и военную архитектуру. По фортификационному делу Раймондо написал до сих пор неопубликованный трактат.
В колледже он ознакомился с работами и музеем естествознания Анастасиуса Кирхера, известного ученого, книги, которого были полны ссылок на Герметические науки и традицию.



Время шло, нагулявшись вдоволь, отец князя Раймондо вдруг стал очень благочестивым человеком, принял сан и стал проповедником.
Попутно он отказался наследства отца и фамильного титула, поэтому, когда в 1726 году умер шестой князь Сан-Северо, седьмым князем Сан-Северо стал Раймондо, которому к тому времени исполнилось 16 лет.
Закончив образование в 1730 году, Раймондо жил в Неаполе и в Торремаджоре до 1737 года, после чего, переехал на постоянное жительство во дворец Сансеверо, в сердце древнего центра Неаполя.
Не будем забывать, что эпоха Раймондо была эпохой войн, и как каждый благородный господин, Раймондо тоже служил в армии и воевал за короля.
В 1739 году принц Раймондо изобрел аркебузу, которая могла стрелять, при помощи пороха или сжатого воздуха, имеющая единственный ударник и один вентиль. Это удивительное оружие было пожертвовано королю Чарльзу. В обширном примечании к "Lettera Apologetica", есть сообщение, что орудие было сделано "из определенного очень специального компонента, изобретенного Автором". Формула этого специального сплава, никогда не сообщалась.
Кстати, многие изобретения князя Сан-Северо так и остались неразгаданной тайной!
В 1741 году Раймондо становится полковником. Он принимает участие в сражении против австрийцев в 1744 году, выделясь храбростью и навыками ведения боя.
Его страсть к военному искусству побудила его издать Практику Военных Упражнений для Пехоты (1747). Он заработал похвалу короля Франции Луи XV и Фридриха II Прусского, а испанские войска включили при своем обучении его упражнения.
Допущенный в 1743 году в Академию Креста (della Crusca), самое авторитетное учреждение того времени, Раймондо под псевдонимом Esercitato, получил разрешение от Бенедикта XIV читать запрещенные книги. Таким образом, Раймондо изучил работы Pierre Bayle, книги французских философов и мыслителей эпохи Просвещения, алхимические тексты и книги масонов, а также научные трактаты всех наук.
Как результат чтения книг, он продемонстрировал удивительные вещи: разноцветные фейерверки (он изобрел зеленый цвет для пиротехники, который используют по сей день!), непроницаемую для воды материю, лекарства, излечивающие от многих болезней, а также цветную печать, применяя изобретенный им станок.
В это же время Раймондо начал работу над часовней Сансеверо, которую продолжит до самой смерти.

В 1751 году вспыхнул скандал, с его вступлением в масонство, через которое в то время распространялись новые идеи. В это же время Бенедикт XIV осудил масонов, и Раймондо вынужден был отказаться от гроссмейстерства.
Но это было лишь началом проблем. В типографии своего дворца, в 1751 году Раймондо напечатал свой шедевр "Lettera Apologetica", в которой, базируясь на древнеперуанской системе узелкового письма (кипу), создал "тайный язык". В своей книге он цитировал большое количество неортодоксальных авторов и распространял новаторские идеи о масонстве. Книга, сразу же подверглась критике, осуждена как еретическая и была запрещена Конгрегацией, и вскоре попала в Индекс запрещенных книг.

Разочарованный и озлобленный ди Сангро погрузился в "исследования Экспериментальной Физики", установив в подвале своего дворца большую печь и оборудовав большую алхимическую лабораторию "с каждым типом горелок".
Как и все образованные ученые того времени, Раймондо искал философский камень, превращающий ртуть в золото. Золото он так и не получил, но попутно сделал массу открытий. Часть из них остались тайной, и мы знаем о них только по отзывам современников, а часть дошли до наших дней.
Раймондо изготавливал различные типы "твердых минералов, такие как рубин, зеленая яшма, различные виды агата и ляпис-лазурь, для него было удовольствием подделывать драгоценные камни всех видов". Эти камни ничем не отличались от настоящих, и их нельзя было "отличить". Есть упоминания, что принц усиливал цвет природных блеклых камней, насыщая их ярким оттенком.
В 1767 году, ди Сангро продемонстрировал "лишение истинного цвета ляпис-лазури, придав ему белый цвет". Он достиг так же и окрашивания стекла, придавая ему различные цвета. Французский ученый де Лаланде, видевший результаты этих экспериментов, написал в своем дневнике: "искусство цветного стекла казалось было потеряно во времени. Принц Сансеверо возродил его. Он изготавливал стекло различных цветов, которые были ясные и прозрачные, словно стекло было изначально выплавлено с ними". Де Лаланд, считал опыты со стеклом просто "прекрасными".

Принц заинтересовался пиротехникой, еще учась в Иезуитском колледже в Риме. Раймонд написал в "Lettera Apologetica", что в будущем издаст трактат, посвященный этому искусству, в котором опишет, то, что было "неизвестно или скрыто". Однако трактат так и не был издан. Он проектировал пиротехнические театры, создавая при помощи фейерверков храмы, архитектурные перспективы, игру воды и дома. "Изумительная машина, которую он изобрел для сада, создает ясное и отличное пение птиц, благодаря непосредственно фейерверку".
Изобретательность принца проявилась и в изобретении широкой гаммы цветов фейерверков; он производил "бирюзовый, лимонный и желто-апельсиновый цвета, белый, похожий на цвет молока, красно-рубиновый" и многие другие. Особенно прекрасным цветом был зеленый, который Раймондо изобрел в 1739 году, его оттенки колебались от зеленоватого морского цвета, изумрудного и цвета зеленой травы.
Раймондо никогда не открывал методы действий опытов, сохраняя все в тайне, поэтому лишь немногии из них сегодня можно повторить!

В области искусств он изобрел так называемое "colori oloidrici", "прекрасный цвет, передающий миниатюре цвет масла". Эта техника могла использоваться на любом материале, в отличие от нормальной миниатюры, слоновой кости, пергаменте, бумаге или другим скоропортящимся материалам. Принц мог окрасить мрамор так, что цвета, проникали в глубину материала, а не оставались на поверхности. Тайна этих красок не разгадана по сей день, а окрашенный ими мрамор мы увидели в часовне!
Раймондо не чужд был и розыгрышам.
Я писала о том, как он смоделировал чудо превращения крови святого Януария. Это была не единственная его шутка.
В воскресенья июля 1770 года, по морю, отделяющему Capo Posillipo от Ponte della Maddalena, можно было увидеть удивительное событие: карета с многими лошадьми и извозчиком, мчалась по морским волнам. Многочисленная публика, прогуливающаяся по бульвару вдоль моря, была изумлена и даже напугана.
В действительности, лошади были сделаны из пробки, а карета перемещалась благодаря хитрой системе гребных колес, разработанных Раймондо ди Сангро, которые помещались в подводной части спроектированной им лодки.
Вот отрывок из Gazzetta di Napoli» за 24 июля 1770 года: "принц Сансеверо, изобрел, и построил лодку, под видом кареты, способную вмещать двенадцать человек, которые на ней, благодаря движению четырех колес, передвигаются быстрее, чем, если бы на ней были весла или паруса".

Вскоре после этого, 22 марта 1771 года он умер в своем дворце Сансеверо. Как утверждают источники, вследствие болезни, вызванной его "химическими опытами". Самую последнюю тайну, он показал уже после своей смерти, когда его могила оказалось пустой.

***История жизни князя Сан-Северо взята в основном на сайте http://alchemy.ucoz.ru.***

Мы купили билеты, зашли в капеллу - и остолбенели от открывшейся красоты.



Увы, три бдительных стража смотрели во все глаза, чтобы никто не фотографировал. Так что фотографии из капеллы - не мои, а найденные в интернете.

Самые значительные статуи в капелле, сразу привлекающие внимание,это фигуры отца и матери Раймондо, и центральная фигура Христа.

Раймонда боготворил мать, которую никогда не видел, поэтому изобразил ее по оставшимся портретам. Мы увидели фигуру обнаженной прекрасной молодой женщины, целомудренно прикрытой тончайшим покрывалом и украшенной цветами. Кажется, что грудь ее вздымается от легкого дыхания, чуть приподнимая кисею на груди.



Напротив - сложная композиция, отражающая жизнь отца Раймондо в последние годы. Мудрость, освобождение от цепей разгульной жизни. Звенья цепи тоже поражают воображение реальностью - невозможно поверить, что сделаны они из пемзы. На вид они гибкие, как настоящие канаты, как такое чудо можно было сделать из крошащегося камня, настоящая тайна!



Но самое потрясающе - центральная фигура в капелле, фигура Христа на ложе.
Когда скульптура Христа впервые была показана публике, пошли слухи, что простыня, покрывающая тело, вовсе не мрамор. Утверждали, что Раймондо взял кисею, пропитал ее таинственным раствором, закрыл статую, после чего простыня окаменела.



Князь Сан-Северо лично проектировал капеллу, расположение статуй,отбирал и инструктировпл скульпторов, выбирал мрамор в карьерах, проектировал и создавал инструменты для обработки мрамора.

Ходить по капелле можно долго, не только любуясь ее отделкой, но и разгадывая масонские знаки, присутствующие в самых неожиданных местах.

Выход из капеллы ведет через небольшой коридор и подвал.
В коридоре на стене есть портрет князя Сан-Северо, названный кем-то "портретом Дориана Грея". Дело в том, что рама портрета и надписи выглядят как новые, а сам портрет потемнел и покрылся пятнами.



В подвале капеллы есть еще два совершенно уникальных экспоната, как утверждает легенда, сделанных самим графом: два скелета - мужской и женский, у которых сохранилась вся кровеносная система, включая мельчайшие капилляры!



Ученые так и не разгадали секрет, как это удалось сделать. Предполагают, что в кровеносную систему был влит какой-то раствор, который потом затвердел и забальзамировал сосуды.
Вот такая алхимическая тайна, которая производит сильное впечатление, ведь в каждом из нас, несмотря на возраст, живет ребенок.

Мы вышли из капеллы потрясенные, и, прежде чем двинуться дальше, нуждались в отдыхе.

Недалеко от капеллы, на небольшой площади Сан-Доменико-Маджоре, есть кондитерская Скатуркьо (Scaturchio), названная в путеводителе и в одном из отзывов по Неаполю чуть ли не лучшей в Неаполе. В нее мы и пришли выпить кофе и съесть традиционную Pastiera Napoletana.
Честно признаюсь, худших пирожных мы в Неаполе не ели. И обслуживание тоже было безобразным.

Передохнув, отправились в Санта Кьяру.
Первый камень монастыря и церкви был заложен еще в 1310 году герцогом Анжуйским, но выглядит она свежей. Увы, так оно и есть - в 1943 году пожар уничтожил церковь и ее восстанавливали по сохранившимся документам.
Поскольку церковь первоначально использовалась как склеп для захоронения, то главным ее украшением считаются роскошные гробницы анжуйских королей.
Но в Санта-Кьяре, помимо красивых надгробий, обязательно нужно зайти в монастырь и пройтись по клуатру, украшенному мозаикой.



На фотографиях он часто предстает заросший диким виноградом, сплетающим полог над аллеями, но нам он предстал совершенно обнаженным.



Аркада XIV века, реконструированная в 1742 году по проекту Доменико Антонио Вакакаро, представляет из себя 72 восьмиугольные колонны, соединенные скамьями. Все это украшено изразцами работы Донато и Джузеппе Масса, рассказывающими о повседневной жизни Италии того времени.
Цвет изразцов солнечно-желтый, синий и зеленый, создает атмосферу праздника.



Но это еще не все.
Если вы, как и мы, пройдете вдоль стен по периметру, то обнаружите высокую застекленную дверь. Она не заперта. Откройте ее - и вы попадете в библиотеку монастыря.
Мы не стали заходить во внутрь, но посмотрели прихожую. В ней выставлены шкафы с древними книгами. Каждая книга высотой не менее метра, обложки из дубленой кожи, сшиты веревками… Потрясающе! К сожалению, фотографировать там нельзя.

Обычно мы всегда посещаем рынок. Но в Неаполе выбраться на рынок утром не получилось, поэтому мы решили поехать на продуктовую ярмарку, отзыв о которой я нашла в той же статье, в которой упоминалась и кондитерская.
У меня уже было предчувствие, что и этим рекомендациям доверять нельзя, но... Девушка так красочно описала, что есть такая ярмарка под названием "Лучшее из Капании" (Eccellenze Campane), что там есть все, что душа пожелает - и сыры, и вино, и колбасы - что мужу очень хотелось туда попасть, чтобы разом закупить все, что мы хотели привезти домой.
По описанию я представляла огромный комплекс типа миланского ilitaly, в действительности это оказался небольшая часть большого торгового здания, пустующего на три четверти, в которой разместились несколько стеллажей и холодильников с продукцией двух или трех хозяйств. Мы, конечно, купили там все, что запланировали, и все оказалось очень вкусным, так что можно сказать, что съездили мы туда не совсем зря. Но это хороший пример того, как часто не совпадают наши ожидания и реальность, и как легко можно обмануться, читая чужие восторженные отзывы.

Завершили день мы прогулкой вдоль моря, в последний раз полюбовались прекрасными видами, сделали прощальные фотографии и с большим сожалением отправились паковать чемоданы.



Утром нас ждал переезд в Рим и прогулка по Риму.

мемуары, Италия, путешествия, Неаполь

Previous post Next post
Up