Oct 20, 2023 21:30
Сергей Есенин посвятил Мариенгофу лирическое стихотворение, где были такие строки:
«Прощай, прощай. В пожарах лунных
Дождусь ли радостного дня?
Среди прославленных и юных
Ты был всех лучше для меня.
В книгах: «Мой век, мои друзья и подруги» и «Роман без вранья» А. Б. Мариенгофа история русского литературного авангарда начала XX века.
Сквозь дружбу двух поэтов - имажинистов можно проследить какой была культурная жизнь в то время. О творческо-богемной жизни Мариенгоф пишет прекрасным содержательным слогом, с тонким юмором, описывая также трудный и нищий быт в России, разрушенной войнами.
Автор и Есенин посетили Велимира Хлебникова, который сам сапоги «тачал», на подоконнике (вместо стола), в темноте (не было керосина) писал поэму…. «думал, вот, строк сто написал,». «Показал лист бумаги, исчерченный каракулям, сидящими друг на друге, сцепившимися и переплетшимися. Невозможно было прочесть ни одного слова».
В.В. Хлебников (тут кратко о нем, понимая при этом, что масштаб его гениальности и таланта не смогу описать) - один из крупнейших деятелей русского авангарда. Поэт создает новый жанр «сверхповести». Он вводит в поэзию, в литературу такой материал как: математические уравнения, формулы, таблицы. Им написаны «Доски судьбы». В произведении переплетаются поэзия, языкознание, история, математика, философия. Он считал, что самым важным изобретением его, не словотворчество, а открытые им законы времени -математическое понимание истории Вселенной. Его прозорливость удивляла современников.
Этот поэт, за короткую жизнь, своим творчеством обогатил русскую литературу и жил в страшной бедности. «Мне мало надо! Краюшку хлеба И каплю молока, Да это небо, Да эти облака.»
Книга «Роман без вранья» пропитана любовью к Есенину, сожалением о распаде дружбы и горечью утраты друга. Автор приоткрывает Есенина с бытовой и человеческой стороны, со взлетами и падением, с некоторыми спорными чертами в характере. Он рассказывает, как о человеке, рядом с которым провел несколько лет жизни, о поведении, об отношении к родителям, женщинам, собственным детям.
В книге проводится мысль, что критики в большей степени способствовали «хулиганскому» имиджу поэта. В действительности, Есенин надевал на себя различные маски, за которыми скрывался ранимый, чуткий и душевно чистый человек. А лицо его -это поэзия, над которой смеялись студенты и плакал М. Горький.
Оба поэты были молоды, полны надежд и даже неустройство своего бытия воспринимали с изрядной долей юмора. «Ванну мы закрыли матрацем-ложе; умывальник досками-письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами».
«Молча ухает звездная звонница, Что ни лист, то свеча заре. Никого не впущу я в горницу, Никому не открою дверь.» (С.Есенин)
«…приходилось отстаивать открытую нами «ванну обетованную».
Но «ванну» эту они все-таки не отстояли, пришлось спать на одной кровати под грудой шуб и одеял, и по очереди, кто-то первый согревал свои телом ледяную постель.
«Мы с Есениным, лежа в кровати и свернувшись от холода в клубок, порешили: -Нечего изгороди стоять без толку вокруг тополей! И начали самовар ставить забором».
В таких неимоверно трудных условиях находились поэты (порой без денег и без еды), открывали они книжные лавки, издавали журнал имажинистов, сочиняли стихи, путешествовали по стране, выступали перед аудиторией.
Автор в своих книгах вспоминает многих людей, с которыми ему удалось пересечься: это незаурядные личности, художники, поэты, актеры. Некоторые из них: поэты: В. В. Маяковский, В. Г. Шершенович, корифеи театра : В.И. Качалов, А.Г. Коонен, О. И. Пыжова, Н.Н. Литовцева. Они предстают живыми со страниц его книг. Автор и его жена ( актриса А.Б. Никритина) дружили с В.И.Качаловым и его женой (актриса Н.Н.Литовцева).
Качалов подарил автору свою фотографию с надписью: «Толя, Толя Мариенгоф! Я давно твоих стихов Поддавался обаянью. Рад был первому свиданью, Кажется, в «Гостинице», В той, где «имажиниться» Собиралась ваша рать. Рад был издали слыхать, Что почти вы без штанов, Но богаты звоном слов».
разные истории