О гонениях на СМИ

Nov 19, 2013 13:19

Оригинал взят у mamlas в О гонениях на СМИ

Оригинал взят у mamlas в О гонениях на СМИ
Таблица дня: пик гонений на СМИ пришёлся на 1913 год

Патриотическая мысль рисует 1913-й как год наивысшего расцвета и стабильности России за всё время её существования. Этот же год явился пиком гонения на независимые СМИ. Если в 1906 году на печать было наложено 16 штрафов, то в 1913-м - 340, более сорока редакторов были посажены в тюрьму. Сегодня видна та же закономерность: по мере нарастания стабильности гонения на СМИ только усиливаются.



(Говоря о пике гонений на независимые СМИ мы пропускаем время с середины 1920-х по конец 1980-х, так как тогда независимых СМИ не было). ©Образованные городские граждане много спорят, на что похожа нынешняя Россия. Называются такие её аналоги - Турция, Мексика или даже Иран последних лет правления шаха. Но больше всего нынешняя Россия похожа на Россию столетней давности, на пике её т.н. «стабильности» - в 1913 году. Там и там монархия, декоративная Госдума, подавлен регионализм, но некоторые регионы имеют особые права, вплоть до экстерриториальности (сегодня Чечня и отчасти Дагестан, тогда Польша и Финляндия). Страна живёт большими пропагандистскими проектами (Олимпиада и Чемпионат мира по футболу - столетие Отечественной войны 1812-го и 300-летие Романовых). О сходстве в устройстве гражданской жизни тогда и сегодня можно почитать по сноске ниже.

К примеру, по мере нарастания стабильности в обществе нарастал и вал репрессий в отношении прессы. Казалось бы, пиком гонений на СМИ должны были бы стать 1906-1908 годы, время подавления первой Революции. Однако в том же 1906 году было зафиксировано всего 16 штрафов газет и журналов, в 1907-м - резкий рост, до 148. Казалось бы, вот он пик. Но нет, в 1912 году - 317 штрафов, в 1913-м - 340.

1912-1913 годы - оппозиция в России разгромлена, её остатки укрылись за границей или плотно сидят в ссылках или не каторге в Сибири. И обратная сторона такой политической тишины - мощная атака на прессу.

Апологетами той царской стабильности принято восхвалять чуть ли не европейские законы, царившие в стране. Не будем углубляться во все сферы той жизни, упомянем только прессу. Все СМИ тогда в обязательном порядке цензурировались. Но и этого было мало. Постфактум после первичного осмотра материалов в печати можно было за «крамолу» схлопотать такие виды наказания: для редакции и издателя - штраф или закрытие СМИ, отдельно для редактора - тюремный срок до 6 месяцев.



Редакция газеты «Копейка»
История российских СМИ времён «царской стабильности» хорошо описана, в том числе и провластными изданиями, издававшимися, как и сегодня, на деньги государства или на деньги назначенных им туда кураторов.

Вот к примеру, описание ситуации вокруг крупнейшего в Сибири издания «Сибирская жизнь», имевшем тираж 10,5 тысяч:

«В 1911 начальник томского губернского жандармского управления доводит до сведения губернатора, что «большинство членов этого общества представляют из себя личностей безусловно неблагонадежных в политическом отношении», а «издающаяся в городе Томске кадетская, иудофильская, крайне тенденциозная и безусловного левого направления.

Наложенный томским губернатором за эту статью на газету штраф в размере 500 рублей «комитет охотно и свободно внёс, так как редакционным комитетом до наступления нового года предусматривался расход на указанные штрафы в сумме 3000 рублей.

Редактор издания писал, что «отношения после этого донесения изменились, но в обратном направлении». Так, в течение 1912 году на «Сибирскую жизнь» было наложено штрафов на 1900 рублей, а только в январе 1913 года - на 600 рублей.

В апреле 1912 г. Г.Б.Баитов за помещение в отделе «Томская хроника» заметок о сборе пожертвований в пользу семейств рабочих, пострадавших при событиях на Ленских приисках, был оштрафован на 200 рублей. Кроме того, летом 1912 года по постановлению томского губернатора П.К. Грана он был подвергнут заключению в тюрьму на 2 месяца без замены штрафом за опубликование в газете корреспонденции из Лондона и за перепечатку статьи о ротмистре Трешенхове».

С января до конца мая 1913 года сумма штрафов «Сибирской жизни» составила 2300 рублей (газеты была оштрафована пять раз).



В первую очередь, конечно, гонениям подвергались газеты социалистической направленности. Вот один из примеров:

«Что до самой печати, то редакторов газет штрафуют непрерывно. Выступая в феврале в Государственной Думе лидер кадеров Милюков приводит данные о том, что за 1912 год на периодическую печать было наложено на 100.000 рублей штрафов. Если власти признавали нарушения достаточно крупными, то газеты закрывались.

Так, в июле 1913 года закрыта газета социал-демократов «Правда». Через неделю она выходит под новым названием - «Рабочая правда», закрыта. Через две недели она уже «Северная правда», закрыта. Ещё через месяц - «Правда труда», закрыта.

В газете «Звезда» печатались также рассказы, стихи, басни, сказки, зарисовки. С литературно-художественными материалами в газете выступал Горький: здесь были опубликованы семь сказок из серии «Сказки об Италии». С конца 1911 года в «Звезде» сотрудничал Демьян Бедный, который писал стихи, басни, фельетоны.

Тираж её вырос с 7 тысяч экземпляров в первый период ее деятельности до 20 тысяч осенью 1911 года, в ленские дни - до 50-60 тысяч экземпляров. Рост влияния «Звезды» сопровождался усилением давления со стороны цензуры. Из 69 номеров 30 были конфискованы и 8 оштрафованы.

Газета в свою очередь старалась находить обходные пути для распространения газеты, вновь используя приём - распространить газету до прихода полиции».



Но даже центристские и правые газеты попадали под каток репрессий. Характерные сообщения того периода:

«Вчера арестован редактор «Московской Газеты-Копейки» Н.А.Щербаков. Он был осуждён московской судебной палатой на 2 месяца тюремного заключения ещё 22-го ноября 1911 года по 6-му пункту 129 т. уголовного уложения - за возбуждение вражды между отдельными классами населения.

Редактору инкриминировались статьи в газете от 9 мая 1910 года: «Прости нас» Иона Бряхничева и «Гражданские похороны» В.А.Анзимирова.

Решение судебной палат было обжаловано в Сенате, но Сенат оставил кассационную жалобу без последствий».

8 октября редактор газеты «Русское слово» Ф.И.Благов, за нарушение постановления от 5 июня 1910 года, выразившееся в сообщении ложных сведений о деятельности полиции, помещённых в заметке о похоронах С.А.Муромцева, повергнут Московским градоначальником аресту при полиции на 3 месяца и арестован».

«Пермский Край» за полтора месяца существования оштрафован в четвертый раз. Первый редактор уже «отсиживает». Теперь «садится» второй редактор.

«За невзнос наложенного в административном порядке штрафа арестован на 3 месяца редактор «Полтавской Речи» Перлин. Вместо «Полтавской Речи» будет выходить «Полтавский Край».



Всего за 1913 год было арестовано около 40 редакторов СМИ - они получили сроки от 2 до 6 месяцев. Закрыто было более 30 изданий, 6 редакций газет сожжены черносотенцами.

Неудивительно, что после отречения Николая II весь 1917 год именно СМИ и их работники были основными ненавистниками прежнего режима. И их можно было понять: если те же профессиональные революционеры и активисты занимались политикой и заранее прекрасно понимали, чем это им грозит, то журналисты просто выполняли свой профессиональный долг и получали за это огромный штраф, тюрьму или кастет черносотенца.

Эта ситуация повторяется во времена «второй стабильности». На фоне почти полного отказа городского образованного общества от оппозиционной деятельности нажим на СМИ всё возрастает (см. ситуацию с фотографом Денисом Синяковым, запретом агентства «Росбалт» и т.п.) Наверное, последнее, что может делать пресса в ситуации почти полной закрутки гаек - это постоянно напоминать о «стабильном 1913 годе» и чем закончилась та стабильность.

Толкователь
Previous post Next post
Up