"Мастер и Маргарита": книга и сериал

Apr 07, 2021 12:45





кадр из сериала "Мастер и Маргарита" реж. В.Бортко

Этот фильм-сериал получил множество противоречивых отзывов критиков. Кто-то ругал, говорил, что смотреть его невыносимо. А кто-то восхищался попаданием актеров в образ. Телезрители с удовольствием смотрели его.

Сама я смотрела его несколько раз. и мне он нравится.



Предыдущий пост предполагался о трамвае

и написан был вчера. Но я долго искала подходящую иллюстрацию.  Не хотелось отрезанной  головы, крови, не хотелось страшного литератора. Я пересмотрела отрывок из фильма В.Бортко. И вдруг осознала, насколько фильм отличается от книги. Главным образом это касается возраста героев.

Если открыть первую главу и прочитать описание литераторов и иностранца внимательно, вы увидите, что автор четко прописывает возраст.

Вот Миша Берлиоз:

«приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, - был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе.»

в фильме Бортко Берлиоза играет замечательный актер Александр Адабашьян. Как мы можем заметить, он не лыс, у него усы, и лет ему на момент съемок (2005 год) было 60.

А вот Иванушка:

«плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.»

Когда в клинике профессор спрашивает Ивана о возрасте, Иван говорит, что ему двадцать три года.

В фильм Бортко  Ивана сыграл Владислав Галкин, талантливый актер, которому на момент выхода сериала было 34 года.  Галкин мне кажется идеален для роли Ивана, несмотря на несовпадение возраста.

Ну и третий гражданин на Патриарших - иностранец, фамилию которого мучительно вспоминал не только Иван, но и все,кто с ним успел повстречаться. Воланда  в сериале Бортко играет Олег Басилашвили, которому 71 год.  А что пишет автор о Воланде?

«ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец.»

И если несовпадение возраста и внешности Берлиоза в фильме с книгой мы легко пропускаем (Берлиоз погибает в самом начале романа), то несовпадение образа Воланда с тем, что прямо описано автором, это большой минус фильма. Тридцать лет очень большая разница. Брюнет, а не седой. И уж точно трудно представить Басилашвили в роли иностранца, после блестящих ролей Бузыкина в «Осеннем марафоне», Рябинина в «Вокзале для двоих», и даже его Самохвалов в «Служебном романе» очень уж советский гражданин

Кто мог бы сыграть Воланда?

например, актер Александр Дьяченко. в 2005 году ему было 40, он высокий брюнет, гладко выбрит и имеет несколько демоническую внешность. Но лучше всего, как мне кажется, с ролью справился бы Сергей Чонишвили. Правда, у него усы. Но он брюнет с завораживающим голосом. Есть еще брюнеты, подходящие по возрасту. Евгений Дятлов, Дмитрий Певцов, Сергей Пускепалис,  Александр Лазарев мл., Гоша Куценко (если надеть паричок), Дмитрий Нагиев.  Но Нагиев играет Иуду и барона Майгеля. Играет отлично.  В книге мне Иуда виделся совсем молодым человеком, потому кажется и тут несовпадение возраста.

С возрастом и внешностью Маргариты все хорошо, играет Анна Ковальчук безупречно. ей веришь, она перевоплощается в Маргариту. Про Мастера я как-то уже писала, что давно, еще в детстве, читая книгу, видела в роли Мастера Александра Галибина. В фильме он  седой пятидесятилетний мужчина, а Мастер был мужчиной 38 лет.

Несмотря на блестящую игру Кирилла Лаврова, несколько странно видеть Пилата таким старым. Если герой был столь стар, непонятен его страх испортить себе карьеру.

Ну и про то, что не попало в фильм из книги.

Сон Никанора Ивановича, в котором кто-то в театре заставляет его сдавать валюту. Не показан Абадонна - ангел смерти. Встреча главной героини с Аннушкой, которая хотела присвоить выпавшую подковку, подаренную Маргарите Воландом. Да и не показана Аннушка вообще. Каждый волен представлять ее как угодно! О ней просто упоминается в связи с маслом, трамваем и Берлиозом. Нет сцены оглашения Пилатом приговора, нет сцены с консультацией буфетчика Сокова у врача (помните, тот нахального воробья, который прыгал по столу, напившись чернил), встречи Афрания и Низы.

Обидно, что в фильм не попал момент, когда во время погрома квартиры Латунского, Маргарита услышала плач ребенка, успокоила мальчика и покинула дом. В этом двойственная сущность главной героини. с одной стороны ведьма, крушащая  и ломающая в гневе, а с другой женщина, нежная и тоскующая по детям, которых у нее никогда не будет.

Интересно, что Афраний говорит тем же голосом, что и Воланд. А Иешуа голосом Мастера.

Нужно отметить, что Сергей Безруков блестяще сыграл Иешуа. Он сыграл именно персонажа книги. На дзене видела дискуссию, многие комментаторы обвиняли Безрукова в том, что он плохо сыграл Иисуса. Так ведь роль -то не Христа, а книжного персонажа.

В фильме используются интересные цветовые решения. Изображение становится цветным лишь тогда, когда  совершается нечто мистическое, когда шайка Воланда творит свои безобразия, а так же, когда показывают Мастера и Маргариту. Москва тридцатых годов показана в сепии, а Ершалаим вообще в желто-красных тонах.

Ну и самое главное впечатление дает музыка. Ее написал Игорь Корнелюк. Она в полной мере передает дух книги, комичность и мистику происходящего на экране. Так же в фильме звучит отрывок из сюиты «Шахерезада»  Н.Римского-Корсакова. Музыка в фильме сглаживает неровности, шероховатости, несоответствия, погружает в  какую-то пучину таинственности.

image Click to view



#любимыйфильм, мастер и маргарита, литература, #сновавесна, кино и книга, кино, любовь, сравнение, булгаков, мистика

Previous post Next post
Up