Что нам стоит мир построить

Dec 03, 2022 13:03



Одна из моих дочерей неожиданно и нежно полюбила логарифмическую линейку, доставшуюся в наследство сначала мне, потом ей, от моего отца, её дедушки.

Сама я понятие "логарифм" резво и надёжно вычистила из памяти, сразу по получении аттестата. То есть, в прошлом ещё столетии. За прошедшие годы, вкупе с чрезвычайными обстоятельствами, последние крохи и без того нетвёрдых математических познаний, которые ненавистной МарьНиколавне, наказами и угрозами, удалось вкрапить в мои сумбурные мозги выветрились окончательно и линейка превратилась в неопознанный артефакт, покрытый сетью таинственных знаков, значения и сочетания которых я оказалась не в состоянии обьяснить собственным детям. И если не я, то никто : во французских школах давно не учат по логарифмическим линейкам.

Я смогла только показать, как двигается туда-сюда-обратно средняя часть и прозрачная дрючка с чёрточкой, кажется визир. Или визирь. Или курсор. Или что-то похожее. Расспросы школьных подруг результатов тоже не дали: одна из них биолог, вторая филолог. И та, и другая - с отшибленной математической памятью. Одна сказала: "такая дуля в середине, которую можно вынуть и вставить обратно". Вторая : "такая дрына поперёк, которая ездит и показывает, сколько получилось". (Угадайте, кто филолог, кто биолог).

Я сама свела все обьясенния к единому знаменателю просто и сердито:

- Вот с помощью такого агрегата русские инженеры и конструкторы построили и запустили в космос всё, что можно было запустить. И случись сейчас великий и ужасный сбой электричества, когда сядут последние батарейки в ваших калькуляторах, с помощью одной такой маленькой линейки можно будет снова всё рассчитать, пересчитать и высчитать. Чтобы когда-нибудь снова всё перезапустить. Для этого достаточно хорошо знать таблицу умножения и не забыть, как пользоваться этой скромной маленькой линейкой. Я вот забыла. Так что, в случае чего, на меня не рассчитывайте. Главное, чтобы не вымер, не передав секрет потомкам, последний прикладной математик.

Линейка благопоучно пролежала долгие годы в синеньком футляре, там, где сухо и тепло, без единой царапины, пока одна из дочерей не решила, что эта реликвия по своим габаритам очень удобна для подчёркивания важных сентенций в её лицейских тетрадях и стала таскать её с собой на уроки. Где, конечно же, вызвала острое любопытство нескольких соучеников, из особо одарённых математиков, занимающихся по спецпрограмме и собирающихся посвятить жизнь всяким физико-алгебраическим будням.

Обьяснить, что это такое и как этим пользоваться дочь, конечно же, не могла, поэтому, просто дала посмотреть, повертеть и подумать. Парни с восхищением крутили и переворачивали, с изумлением считывали знакомые формулы на обратной стороне и пытались понять, как всё это работает. Порвали два баяна (зчркнт) урока. Но таки что-то нашли и начали что-то соображать.

- Они сказали то же самое, что и ты! - сообщила дочь.

- Что именно?

- Что с помощью одной такой линейки можно построить космический корабль.

- А у нас ещё есть круглая, как секундомер. Она тоже так умеет. Ты им покажи, пусть подивятся. А с ней коробочка и инструкция. Если что, на них вся надежда.

Круговая логарифмическая линейка "КЛ-1": умножение, деление, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня, нахождение тригонометрических функций угла, нахождение обратных тригонометрических функций, вычисление площади круга. Верхневолжский совнархоз г.Иваново. Артикул В-46р, штамп ОТК1 цена 3.р 10к.

И есть ещё ластик "Кохинор". Помнится, отец им очень дорожил. Говорил, что для разных типов карандашей и чертёжной бумаги нужны разные ластики. И это тоже важно. Теперь ведь и черчения нет в старших классах. А у нас было. Тогда и оказалось, что у меня с пространственным воображением швах. Воображение буйное и неуправляемое, но не пространственное. Зато, любимый учитель Владимир Николаич нам во время уроков читал вслух Гранина, Чехова, О'Генри и Зощенко. С выражением. В лицах. Пока мы рисовали, а потом чертили. У меня и там, и там хреново получалось. Но я влюбилась в Франсуа Араго (после "Повести об одном учёном и одном императоре"), стала лазить по словарям и многому всё-таки научилась.

Так что, швахи разные нужны. И если что-то пойдёт не так, помните : у меня есть две логарифмических линейки и ластик "Кохинор" 300/20. Всё пересчитаем и всех перезапустим, как новеньких. Главное, не забыть, чему наше поколение учили в средней школе. Пока не окончательно утерян тот секрет.
***






0:05 / 0:18



0:00 / 0:07

J’aime

Commenter

Partager

life&junk

Previous post Next post
Up