"La guitarra es una desagradecida". Интервью с Пако

Nov 13, 2013 13:51

Телефон зазвонил в одном из номеров отеля в Рио Де Жанейро и к трубке попросили Франсиско Санчеса Гомеса. Это его настоящее имя. "¡Venga, ataca!" - воскликнул он прежде чем был задан первый вопрос. Маэстро гитары начал череду своих концертов с выступлений в Мексики, Колумбии, Эквадора, Перу, Вразилии, Аргентины, Чили и Уругвая.

Он только что закончил запись нового альбома, названного "Canción andaluza", в основу которого легла музыка, которую он слушал в детстве по радио, когда ещё не было телевизоров: "эти произведения вдохновляли меня на протяжении всей моей карьеры; это то что я дожен был сделать чтобы получить окончательное удовлетварение от проделанной мной работы".

- Можно ли с уверенностью сказать что ваша карьера музыканта состоялась в основном благодаря стараниям вашего отца, который заставлял вас играть на гитаре?

- Безусловно! Мнение отца в моей жизни имело безусловный вес. Я практически никогда не имел возможности делать то что хотел. Окружение в котором ты врашаешься и в котором ты жил ранее создают условия твоего развития в жизни. Мой отец был гитаристом, оба моих старших брата играли на гитаре и пели.

- Это было ваше предназначение.

- Точно, я был в своём роде лишь наблюдатель, я был очень молод, слушая, я как губка впитывал этот язык фламенко, который не прост, нет школ в которых ему обучают. Ты должен там родиться. У меня очень суровый отец, человек жёстко дисциплированный, он ограничивал мою свободу и мне ничего не ставалось кроме как подчиниться и уделять игре на гитаре по многу часов в день. Я никогда не смогу его отблагодарить в достаточной мере за все его старания.

- Вы считаете что классическое (ортодоксальное) образование ограничивает творческое мышление. Вы против того что диктуют учёные умы из таких заведений как Беркли?

- Я не против академических знаний, но я согласен с тем, что такие заведения как Беркли погубили огромное количество подававших надежды музыкантов. Сложно сказать, вина ли это университета или музыканта по причине того что он не знал каково его истиное место в этой жизни. Это рисковано, но если ты музыкант с живым воображением и огромным потенциалом, ты можешь учиться в любом месте и не растерять то что у тебя уже есть. Ты станешь гением! Но с другой стороны, я предпочитаю сдержанного музыканта, который выдаст мне четыре ноты и они вызовут во мне бурю эмоций, а не того, который меня удивит своими теоретическими знаниями.

- Всегда ли вы испытывали любовь (или может ненависть?) к истументу (к гитаре)? Почему?

- Гитара очень капризна. Это не то что фортепиано, за которое ты просто садишься и играешь, фортепиано словно человек, который пришёл в твой дом задолго до тебя и уже наполовину сделал за тебя твою работу. Чтобы быть точным, перед тем как начать играть на гитаре ты должен примерно за полчаса начать готовиться к этому, и когда ты готов и приступаешь к работе она (гитара) оказывается расстроена (не готова). Это очень неблагодарный инструмент. Если ногти хоть на миллиметр короче тнребуемого размера ты начинаешь промахиваться и не можешь понять почему, а оказывается проблема лишь в том что один едиственный ноготь короче чем надо. А ногти вырастают каждый день и каждый раз, беря в руки инструмент, ты чувствуешь что тебя пытаются лишить равновесия. Есть очень много вещей которые препятствуют тому чтобы играть с высокой точностью, чистотой, хорошим звуком и на должном уровне. Всё это просто затрахивает. Отсюда и возникает это дуальное чувство любви - ненависти. Представь что у тебя хорошая техника, отдохнувшие руки, чистота звуки но когда иы выходишь на сцену и один из ногтей ломается ты начинаешь дико лажать. Огромную роль в этом деле играеть крепость нервной системы, руки словно парят в воздухе. Это очень сложно объяснить. Гитара, независимо от того сколько ты потратил времени на обучения, сколько любви и заботы ты ей подарил, порой может оставаться безответной на все твои старания. Она чем то напоминает женщину (смеётся). Порой ты сама любезность, но женщина тебя в упор не замечает, а порой ты ведёшь себя по скотски, а она всё равно тебя любит.

- Сколько времени в день вы уделяете гитаре?

- Я никогда не разминаюсь прежде чем начать играть. Я просто хватаю гитару и начинаю что то наигрывать ради развлечения или записывать. Но это не относится к тем моментам когда я должен проработать какие то технические нюансы, хотя просто ненавижу и очень плохо это переношу. Каждый раз когда начинаются очередные гастроли и я вынужден проводить в лучшем случае два или три месяца вдали от дома, я должен сохранять руки в тепле и следить за ними чтобы не пропадали мазоли на пальцах и не причиняли мне неудобства во время игры. Всё это мне кажется самым тяжёлым, но это неизбежно, я должен взять себя в руки и работать часы напролёт. Но сейчас, будучи в поездке, нет необходимости греться. Я прихожу на сцену за три часа до концерта, пробую звук, играю около часа и этого достаточно.

- Какая у вас основная гитара на сегодняшний день?

- У меня много гитар и большинство из них весьма хороши но с собой я вожу лишь одну. Это как женщина которая тебе не очень нравится, по этому на самом деле моя гитара мне не достаточно нравится, но я знаю что на сцене она меня не подведёт. Это как тот "плохиш, который хорош тем что много знает"(???). Это очень жёсткая гитара, суровая. Я никогда не играю на ней дома, всего этого у неё слишком много. Но когда я на сцене, когда выделяется адреналин, она становится невероятно комфортной.

- Что важного вы почерпнули в те времена, когда сотрудничали с Камароном?

- Общение с Камароном оставило мне такое вдохновение, какое не оставило ни одно общение ни с одним другим музыкантом во вем мира. Я не говорю конкретно о фламенко, я говорю о музыке в целом. Камарон был гением, он был нереален, словно он с другой планеты! Эмоции которыми он меня наполнял невозможно получить больше ни с кем. А как мы с ним пьянствовали... (смеётся)!? Это была сплошная фиеста, постоянно со стаканом в руке, это была наша жизнь, всю ночь напролёт сочиняли и записывали. Невероятно насколько он был способен интуитивно чувствовать стиль поскольку он был абсолютно необразован, но он знал всё на подсознательном уровне, это было у него в крови. Порой я удивлялся тому, что он абсолютно не знал того что делал, но делал великолепно.

- Как вам видится то место в современном мире, которое занимает музыка фламенко? Насколько был труден процесс интернационализации фламенко для Вас, как для центральной фигуры в этом деле?

- Мне кажется что фламенко сегодня находится на довольно таки хорошем счету в мире, огромное число молодёжи поют, танцую и играют лучше чем когда бы то ни было, поскольку техника значительно обогатила знания о гармонии, ритме и экспрессии. Но с другой стороны в наметившейся тенденции есть как хорошие, так и плохие стороны. Сегодня все с удовольствием слушают Какмарона и Пако, но забывают о тех, кто был до нас, а ведь у них тоже есть чему поучиться.

- О ком именно речь?

- Многие... La Niña de los Peines, Manuel Torres, Tomás Pavón... список гитаристов и кантаоров бесконечен. Хотя сегодня он достаточно беден. Почти все певцы предпочитают случать Камарона, а гитаристы - меня... Раньше было великое множество превосходных артистов и каждый оставил свой отпечаток. Это понятно, Камарон был огромен как облако, которое застилало всё небо над головой, от которого невозможно было убежать, на столько многими путями он шёл, но если бы я был кантаором, я бы знал как найти свой путь, как не быть похожим как две капли на Камарона, используя всё то что он нам оставил.

- Фаррукито (в недавнем интервью) считает что гитара много проще чем танец и пение во фламенко пуро. Считаете ли вы так же?

- Пение самое сложно, так сложилось исторически, это точно. Но лучший пример - Камарон, в своё время нас с ним критиковали за то что мы ломаем все традиции, но сегодня это считается эталоном традиции. По этому очень сложно говорить о том, очём говорит Фаррукито, но есть и другие пути. Имея фантазию одной рукой надо придерживаться традиции, а другой искать что то новое. Он сам делает в танцу такие вещи, которые сложно назвать классическими. Это очень похоже на то же самое что делает Майкл Джексон. Некоторое время назад, то что Фаррукито делает сегодня, было бы немыслимым, если бы его дедушка, который был моим другом, увидел это сейчас, он бы не похвалил своего внука (смеётся).

- Вы думали записать диск с болеро на пару с Рубэном Бладесом?

- Он мне предлагал это сделать но в настоящий момент я полностью погружён в процесс записи своего нового диска. Я ему сказал что в настоящий момент моя голова занята иныими вещами, чтобы вникать в дргой альбом, кроме того я не играю болеро. Я конечно могу привнести что то самое лучшее из любой музыки мира но не думаю что эта затея серьёзна на столько, на сколько она того заслуживает. Я привык делать хорошо то что я делаю. После нашего разговора он больше мне не звонил. Не знаю, рассердился ли на меня Рубэн. Не думаю...

- Есть ли какой либо стиль музыки который вам не нравится?

- Есть огромное количесво плохой музыки. Более того, плохой музыки гораздо больше чем хорошей. С другой стороны это логично, поскольку людей не учат в школе слушать и оценивать музыку. Я думаю что молодёжь купается на славу, деньги, на тот образ жизни который проповедуют артисты на своих аудиозаписях. Есть огромное количество электронной музыки для создания которой ни один человек не приложил ни капли усилий. Есть много откровенного дерьма - это факт. Но пипл хавает то что им дают. С другой стороны, есть меньшинство которое ищет в музыке нечто волшебное. И это понятно, будучи в меньшинстве, бессмысленно требовать от кого то поклонения тем идеалам, которые для него недостижимы и непонятны. Это нормально.

- Как вы считаете, Интернет подействовал позитивно или негативно на положение музыкальных дел в мире?

- Я длумаю что позитивно, поскольку если человеку что то нужно, он в состоянии это получить. Если ты хочешь качественной музыки - ты её получаешь. Если ты хочешь дерьма - ты так же его получаешь (Всем хорошо, все довольны - прим. от пер.).

flamenco, Мои переводы с испанского

Previous post Next post
Up