"Джорджино" лично для меня относится к тому типу фильмов, которые каким-то непостижимым образом заставляют зрителя часто мысленно возвращаться к сюжету, героям, пытаться разобраться в режиссерской идее. Я смело могу сказать, что не понял смысла фильма. Но в отличие, например, от какого-нить "Фандо и Лиз" не возникает желания забросить кассету с ним в дальний угол шкафа и не вспоминать больше. "Джорджино" не дает покоя и чем больше времени проходит, тем сильнее я хочу, чтоб мне кто-нибудь его объяснил.
Коротко о сюжете: Первая мировая. Молодой лейтенант-медик Джорджио Воли (Далгрен) возвращается в детский приют, в котором когда-то работал. Вначале он узнает, что всех детей вывезли в другой приют, в далекой, затеряной в горах деревне. А когда он добирается до этого места, выясняет, что дети погибли при странных обстоятельствах. Единственный свидетель их гибели - дочь содержателя приюта Катрин (Фармер) - утверждает, что все произошло "из-за волков", дети погибли в болоте, спасаясь от них. Отец Катрин после этого случая сошел с ума, а мать - повесилась. В близлежащей деревне живут только женщины и дети, их мужья и сыновья на фронте, и из мужчин в деревне остался только старый священник. Только вот жители деревни имеют свой взгляд на гибель детей...
Сама по себе атмосфера фильма, созданная Буттоном, напоминает некую мрачную, печальную сказку. Бесконечный снег и пронизывающий ветер, ледяная вода, мерзнущая, болезненная фигура Джорджио вызывают почти реальное ощущение холода. Полупустая деревня с ее подчеркнуто одинаковыми женщинами, сливающимися в безликий серый сгусток злобы, создает чувство безысходности и отчаяния. Им противопоставляется рыжеволосая Катрин, выглядящая на серо-коричневом фоне ярким мазком. Противопоставление не только внешнее, здесь есть и мощное внутреннее противостояние, две стороны древней затаенной вражды и ненависти, прорывающихся во взаимном соприкосновении. Джорджио становится центральной фигурой, зависшей ровно между ними в попытке узнать правду о смерти детей.
Как мне показалось, Буттон создает в образе Джорджио некое детское, чистое начало, символизирующее христианские ценности. В начале он стремится найти детей, чтоб попасть в ту среду, которая может даровать ему покой, помочь реализовать свое стремление любить, заботиться о ком-то. Это чувство в развитии фильма он направляет на Катрин, одинокую и по-детски импульсивную и жестокую.
Стремление Джорджио к самопожертвованию, в итоге оказывающемся непонятым и непринятым, дополнятеся образом обезглавленного распятия в деревенской церкви. Волки же, по сути, символ смерти, внешнего, неотвратимого зла. Интересно, что волков видит Катрин, волков видели погибшие дети, волков видят живущие в деревне дети. Последние в предверии кульминации фильма говорят о тысячах волков, черной стаей покрывающих линию горизонта. Когда же Джорджио спрашивает о них священника, тот лишь смеется и отвечает, что волков здесь не видели уже много лет. В конце концов и Джорджио их увидит, но это будет последнее, что он вообще увидит в своей жизни.
Буттон создал исключительно глубокий, сильный философский фильм-метафору, речь в котором идет о смысле жизни человека в целом, о добре-зле, врожденных пороках социума как такового. Чтобы понять "Джорджино", нужно смотреть еще и еще, возвращаться к нему в мыслях. Наверное, как-то так.
Но пока он остается для меня загадкой.