Сегодня заметка про дресс-код для всреч с представителями малого и среднего бизнеса Китая. Отвечу на вопрос, нужно ли одевать на встречу деловой костюм или можно приехать в шлёпках и шортах, и как одежда повлияет на результат переговоров.
Для начала нужно обратить внимание на то, как одеваются сами китайцы. Я работаю с компаниями, производство которых, в основном, находится на юге Китая. Там даже в холодный сезон никто в деловой одежде на работу не ходит.
Во-первых, - это жарко. Во-вторых, - китайский начальник не сидит на месте: он бегает, подгонят, суетиться, выходит покурить (или смолит прямо в кабинете) и уезжает на встречи.
Чаще всего стандартный китайский лаобан (начальник) на юге одет в рубашку или поло с коротким рукавом, брюки и туфли или кроссовки. Пиджаков я почти не замечал, а галстуков никто вообще не носит.
Честно говоря, начальник в костюме, дающий инструкции на линии сборки типичной китайской фабрики смотрится противоестественно.
Дорогой одежды что на мужчинах, что на женщинах в китайских офисах я не замечал. Что тоже понятно: работа - это работа, а выход в свет - это выход в свет. У отдельных людей могут быть дорогие аксессуары или сумки, но в целом это не распространено.
Что до клиентов, то китайцы встречают клиентов не по одежке, а по намерениям. Они рады тем клиентам, которые пришли с реальным заказом и реальными деньгами. И не очень приветствуют тех, кто пришёл в красивом костюме с красивой презентацией и ничего не заказал.
Про человека, который показал какие-то слайды, отсветил дорогим костюмом китайцы скажут одно - балабол. Человеку, который пришёл в шлёпках и забрал готовый товар за наличные китайцы будут так же рады, как и человеку, который разместил заказ на производство под своей маркой и выставил дополнительные требования по качеству и материалам.
Китайцы не обращают внимание на одежду, в которой вы пришли. Они обращают внимание на деньги, которые вы принесли или заказы, которые состоялись или не состоялись после встречи. Именно поэтому
американец, который приходил на встречи с китайцами с пачкой денег, запомнился им больше, чем представитель крупного дистрибьютора, который так и не попросил выставить счет.
Утрируя, вы можете прийти на переговоры с китайцами хоть голым. Но при этом, если вы будете прикрываться пачкой с деньгами, это произведет нужный эффект (ровно так же, если вы придёте одетым и разместите заказ).
Изучив этот момент, я одеваюсь на переговоры так, как удобно мне. Я могу одеть красивую сорочку и брюки потому, что хочу так выглядеть. Или же могу одеть джинсы с поло или футболкой, потому, что жарко.
На результат встречи мой внешний вид не влияет никак. Максимум, я получу пару комплиментов 你很帅 (ты симпатичный).
Так же я принимаю во внимание, что одежду легко заляпать соевым соусом или же едой (а
обед и ужин - это так же часть переговоров).
Вы можете приходить на встречу на фабрики в шортах и шлёпках, но по моему мнению в таком виде уместно ходить на отдыхе на пляж, а не на переговоры.
Советую одеваться удобно, но с пониманием границы пляжного отдыха и бизнеса. Советую приходить на встречу с намерениями, а не с красивыми картинками. Ни ваша одежда, ни картинки в китайской памяти не задержаться надолго, а вот первый и последующий заказы запомнятся.
***
Тринадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Живу в Гонконге.
Веду
телеграм-канал о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Издал книги:
«Китайцы: коммунизм на продажу» (2023) (доступна на
LitRes и
Ozon).
«Китайцы: руководство по применению» (2020) (доступна на
LitRes,
Ozon и WB).
Всегда рад новым подписчикам.