- Вы знаете, я тут недавно наткнулся на захоронение. 10 тыс. человек немцы убили. Вы же интересуетесь этой темой, давайте я вас отвезу туда. Это недалеко.
Белорус, молодой парень, смотрит на меня вопросительно.
- Обязательно надо поехать, - говорю я в ответ, - спасибо, что сказали.
- Да, я случайно наткнулся. Сам не знал... Там даже следы рва еще видны...
И он повторяет, качая головой:
- 10 тысяч!
В тот раз я не поехала к этому захоронению, но запомнила, и позже, в сопровождении знакомого историка, посетила это скорбное место.
Черный обелиск среди сосен и до сих пор сохранившиеся следы рва. На обелиске Звезда Давида. Сюда свезли евреев из разных мест и тут их всех убили.
- Надо отойти. Мы же стоим прямо у рва, они же здесь все лежат...
Я поспешно отступаю, опасаясь, что стою над чьими-то телами. Мой знакомый историк, напротив, ходит вдоль рва, рассматривает:
- Какой-то не очень длинный ров для 10-ти тысяч... Хотя...их же штабелями сбрасывали, друг на друга... Все равно... 10 тысяч?
Ров был глубоким, как я потом узнала. На следующий день тела засыпали известью. Вагон извести, говорят, привезли для этого.
Не знаю, сколько там убитых 10 тысяч или тысяча, но это очень страшно - и дорога, заполненная людьми, которых ведут на убой, и крики, слившиеся в один долгий, непрекращающийся предсмертный вой, слышимый далеко вокруг, и известь эта...