Тут наш новый "начальник транспортного цеха"
дал интервью, чем сразу
оскорбил видные фигуры екатеринбургской блогосферы. Вот до такой реакции
А сказал он буквально следующее (цитата по Е1):
- Трамвая R1, таким, каким мы его видели на Иннопроме, конечно же, не будет. У нас другой подход к дизайну. И мы попросили, чтобы дизайн трамваев был близок горожанам. В настоящий момент УВЗ прорабатывает варианты дизайнов трамваев, которые мы обязательно вынесем на общественное обсуждение.
Блогерская реакция:
-Хочу сказать, что никаких договоренностей о "вариантах дизайна" нет и быть не может. Для Екб уникальный дизайн и трамвай никто делать не станет. Если товарищ Логинов готов доказать обратное, то пусть документом в меня ткнет, где такие договоренности упоминаются.
Товарищ чиновник явно забывает, что Tram R1 и сделан для людей и уж ближе некуда. Или вот эта фраза "У нас другой подход к дизайну" - у кого "у нас"? У комитета по транспорту?
Вот так спор о вкусах оставил Екатеринбург без новых трамваев :)
Но, как мне кажется, все намного прозаичнее. Просто председатель комитета по транспорту Дмитрий Логинов понимает, что такая игрушка нам не по карману. Но сказать об этом прямо стесняется. Ну как же, третья столица, лидер среди российских мегаполисов, а тут на какие-то трамваи наскрести не может. Вот и начинаются дискуссии о дизайне. Совсем недавно ничем закончилась история о
приобретении Екатеринбургом 15 обычных трамваев "Уралтрансмаша". Которые без рюшечек и USB-розеток для пассажиров. Стоимостью в районе 15 млн. руб. за штуку. Потому что ДЕНЕГ НЕТ. Что уж говорить про нанотехнологичный "айфон на колесах", который будет стоить в разы дороже. А до Мундиаля, между прочим, осталось три года. Всего в Екатеринбурге 459 трамваев. Из них четыре сотни находятся в возрастной категории 20-40 лет. В сегодняшнем интервью Логинова говорится о том, что к ЧМ-2018 планируется купить 92 трамвая. Если грубо взять стоимость обычного трамвая 15 млн. руб. и 70 млн. руб. за R1, несложно посчитать какие бюджеты нужны. Хотя обычные трамваи уже, наверное, подоражали, а стоимость R1 очень примерная, т.к. в природе его не существует. На сегодняшний день известно, что Уралтрансмашем
объявлен тендер на разработку нового трамвая на 353 миллиона рублей. В него входит разработка конструкторской документации, создание опытного образца и всё такое прочее. Потому что
представленный на Иннопроме макет не пригоден ни для чего, кроме экспонирования на выставках, и пылится в чехле на заводе. Недавно этот тенедер состоялся и, наверное, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Но нужно понимать, что от создания опытного образца до пригодного к реальной эксплуатации вагона может пройти несколько лет. В общем, идея с R1 к чемпионату мира 2018 года, на мой взгляд, нереализуема. И вероятно мэрия Екатеринбурга нацелена на что-то попроще типа вагона 71-409. Который вроде бы низкопольный. То бишь, модный, всё как положено, но является промежуточным вариантом по цене и по сути между обычным четырехосным трамваем и R1. Кроме того, 409 существует в природе в количестве двух условно рабочих экземпляров. Один в Нижнем Новгороде, второй в Волгограде. Третий вскоре должен прийти на испытания в Западное депо Екатеринбурга. И по результатам испытаний в трех городах эту модель можно "допилить".
Однако, касательно 409 и его развития в виде R1 нужно учитывать вот что.
Примененная в них концепция ходовой части (неповоротные тележки) в мире уже пройденный этап. И отказ от нее произошел во многом потому, что такое устройство приводит к гораздо большему воздействию на путь. И если при эксплуатации одного образца это будет незаметно, то массовая эксплуатация - убийство путевого хозяйства.
На презентации 409 вагона в октябре 2011-го главным конструктором гражданской продукции "Уралтрансмаша" было заявлено, что для нивелирования этой проблемы планируется функция "умный поворот" с регулировкой скорости колес в кривых электроприводом, но до сегодняшнего дня она не реализована. И, насколько я понимаю, разработчиков R1 такие мелочи не интересуют. Им важнее расцветка сидений, вай-фай и usb-зарядка для пассажирских гаджетов.
Ещё один важный нюанс, о котором никто не говорит и не думает - это инфраструктура, пригодная для эксплуатации новой техники. Будь-то остановки или депо. Всё это требует вложений, которых нет. Просто купить новый подвижной состав недостаточно. Это в общем-то касается и троллейбусов. Например, для эксплуатации низкопольных троллейбусов в Екатеринбурге требуется модернизация канав в обоих депо. К слову, согласно сегодняшнему интервью Логинова, к Чемпионату планируется купить аж 28 троллейбусов. При парке 250 единиц. Что даст эта капля в море не совсем понятно, вряд ли она как-то сможет улучшить имидж этого вида транспорта, когда значительная его часть имеет возраст два десятка лет.
Ещё одна важная тема в вышеназванном интервью - обособление трамвайных путей. Хорошая новость - уже в этом году наконец-то (благодаря строительству подземного перехода Гринвичем) выполнят обособление по ул. 8 Марта от Куйбышева до Радищева. Плюс переделают обособление на Макаровском мосту.
Кроме того, к чемпионату мира 2018 года мы планируем обособить трамвайные пути на двух маршрутах: от Центрального стадиона до фан-зоны и до железнодорожного вокзала. Обособление трамвайных путей затронет улицы Луначарского, Куйбышева, Радищева, Московскую от Малышева, Челюскинцев и проспект Ленина, - говорит Логинов. Это всё, конечно, замечательно, но скалдывается такое впечатление, что дееспособным должно быть движение только от стадиона до фан-зоны, а больше гости никуда не поедут. Иначе непонятно, чем объяснить обособление только половины проспекта Ленина (от Московской до Луначарского). Хотя давно требуется обособление всего проспекта Ленина, а также улицы Гагарина и доделки куска улицы Малышева, что обеспечило бы стабильную связь запад - восток и было бы полезно всему городу долгие годы, а не только несколько дней зрителям Мундиаля.