Долго пытался понять для себя, что именно мне нравится в творчестве, почему та или иная вещь, произведенная человеком, трогает и захватывает, а другая пролетает мимо.
Оказалось, что дело в истории, которая не лежит на поверхности. Дело не в том, что сказал автор, а в том, о чем он умолчал. Чем больше багаж, бэкграунд автора, чем больше лежащая за его поступками и словами история, чем больше подводная часть айсберга, тем больше просачивается намеков, обрывков смыслов.
Обычно такое происходит, когда автор уже создал для себя целый мир, и творит, находясь в нём. Либо берет уже готовый мир, например мифологию, или пласт культуры.
Приведу пример.
Вот мы читаем «Властелин колец», идет линейное повестование, и вдруг Фродо случайно слышит песню:
«Пение приближалось. Один ясный голос пел звонче всех остальных. Слова были дивные, древние, один Фродо понимал их, да и то с трудом. Но вслушиваться было и не надо: напев подсказывал слова. Фродо разобрал их так:
<...>
О Элберет! Гилтониэль!
Надежды свет далекий!
От наших сумрачных земель
Поклон тебе глубокий!
<...>
Это же заморские эльфы. Песня про Элберет! - изумился Фродо. - Редко они забредают к нам в Хоббитанию, их и в Средиземье-то почти что нет! Очень странно!»
И тут мы понимаем, что Толкиен знает гораздо больше, чем говорит. И мы читаем Сильмариллион, и понимаем, что мир и время Средиземья лишь малая часть всего того мира, что создал Толкиен. И вот это падение в кроличью нору - и есть то чувство, что заставляет сердце биться сильнее.
Примеры в музыке - группа Sepultura, использующая национальные этнические бразильские мотивы. Или группа Therion, лидер которой является членом мистического общества Красного Дракона, и сочиняет песни на несуществующем языке. Или вдруг в песне группы Shels звучит какая-то совершенно непонятная труба, и ты думаешь «откуда там эта труба, зачем они её ввели», потом видишь на концерте этого трубача -
просто космического человека в фантастическом костюме - и понимаешь, что без него никак.
Это работает и в дизайне. Если вложить в логотип не просто геометрическую композицию, а найти некий архетип, древний собирательный образ, напитанный смыслами, мгновенно вызывающий в голове огромное облако (нужных нам) тегов, то можно утащить зрителя в нужную нам сторону.
Советские плакаты, орнаментальные штуки, геральдика, минимализм - всё то, что требует понимания контекста и вникания в культуру, породившую их.
Нам интереснее собеседник, не вымучивающий плоские мысли, а умный человек, делящийся с нами знанием. Нам интереснее не прочитать кучу бессмысленных книг, а читать одну, слово за словом, открывая новые смыслы.
Ну то есть можно сказать, что интересность для меня - это соотношения сказанного и несказанного.
Оригинал записи rss2lj