Наслаждение - самый первый роман Д`Аннунцио. И самый захватывающий во всем двухтомнике.
Длинные аллеи, уходящие к слепнущему солнцу... Виноградные грозди, обвившие древние мраморные колонны...
Италия: Венеция, Рим.
На этом фоне раскрываются сложные внутренние коллизии героев, автор подробно и изощренно живописует их желания, томления, страсти, но кто-то из них так и остается загадочным, - чей-то тонкий силуэт исчезает в тени. Мы видим лишь изысканную линию спины, угадываем форму крошечной головки под шляпой с вуалью.
О любовных похождениях аристократов писали многие гении, незадолго до Аннунцио был уже знаменит и занял прочное место в мировой литературе Ги де Мопассан. Тончайший романист, непревзойденный мастер, он все же не настолько усложнял переживания героев. Мопассан скорее импрессионист, Монэ. Аннунцио - символист, декадент - Сегантини. Из живописцев его современником и, возможно, единомышленником, был Джованни Больдини.
Поэт, художник не способен любить как простец, как тот добрый малый, что "доволен сам собой, своим обедом и женой". Творец обязан страдать и получать раны. Только тогда люди поверят его песням. Только тогда его произведения обретут глубину и законченность. Картины, стихи, драмы наполнятся подлинной кровью - кровью своего создателя.
"Пиши кровью, и ты узнаешь, что кровь - это дух,"- возглашал Ницше. Д`Аннунцио следовал заветам Ницше. Его герои истекали его кровью, пылали его жаром, страдали его страданием.
Однажды Д`Аннунцио дрался на дуэли и был ранен в голову. Его лечили каким-то едким снадобьем, каких было много в ту пору, и все волосы на его голове сгорели. Но женщины не стали его меньше любить. Они давали ему возможность жить в роскоши, удовлетворяли все его эстетские прихоти, все капризы.
Еще в детстве Габриэле испытал странное состояние - сладострастный спазм при получении раны. Это переживание осталось с ним на всю жизнь. Любовницы на свидании привязывали его к колонне и протыкали стрелами его плоть. Это он называл игрой в Святого Себастьяна. Как-то он дерзнул поставить драму с Идой Рубинштейн в роли Святого Себастьяна, за что поплатился отлучением от католической церкви. Простили его лишь под конец жизни.
Костюм Иды Рубинштейн.
Автор - Лев Бакст.
Д`Аннунцио был великим любовником своего времени, великим эстетом, поэтом, писателем. И даже главой Республики Любви, которая занимала целый город-порт Фиуме. И он успешно и разумно справлялся с его управлением.
Управлял он и самолетом, чье искусство постиг уже после пятидесяти.
Последние годы жизни он провел на чудесной вилле Vittoriale, где хранятся его коллекции и личный архив.
Вот интерьеры виллы Vittoriale:
Посмертная маска Наполеона
В саду
Дома, на кушетке
Ботиночки кокетливые
Немногие авторы умеют описывать словами не только красивые чувства и дивные пейзажи, но и драгоценные вещи. В "Наслаждении" описанию драгоценных вещей отведено немало строк. С любовью настоящего коллекционера живописует Д`Аннунцио предметы антиквариата и антикварный аукцион. Один драгоценный предмет сменяет другой. Искусство писателя таково, что мы сами словно бы собственными руками поворачиваем прекраснейшие вещицы перед глазами и подробно их разглядываем.
Главы прогулок с описаниями пейзажей - прекраснейшие в романе. Описания музыки оставляют глубокое чувство прекрасного. А страницы, посвященные эротике и соблазну столь же изысканны, и являют подлинную кульминацию повествования. Нигде, ни одним словом автор не задевает, не коробит читателя. Хотя без некоторой доли фривольности великий декадент никак не мог обойтись.
Роман называется "Наслаждение", и это точное, наиболее подходящее для него название.
Что бы не написал Д`Аннунцио потом, я считаю, он так и не превзошел своего первого произведения, куда вложил весь свой сокровенный жар, все свои мечты и невыплаканные слезы.
Фото взяты отсюда:
http://www.elle.ru/elledecoration/interiors/dom-legenda-villa-gabriele-d-annuntsio/ Еще интерьеры Vittoriale можно рассматривать здесь:
http://eleonorar.livejournal.com/2372565.html А также у
mlle_anais