По многократным просьбам телезрителей однократной
просьбе читателя, расскажу о горьких буднях канадских дорог.
Дороги наши - сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль проезда нет подчас.
Темень, дорога, горящий вдалеке светофор. Вы по привычке подъезжаете к красному глазу, останавливаетесь рядом с ним. И тут бабах! - вам в бок врезается старушка на Hyundai. А с чего бы это? А все оттого, что в Канаде светофор всегда ставится только после перекрестка. Оригинально, правда? Но останавливаться вы должны, конечно, до перекрестка, на специальной стоп-линии, которая, впрочем, так же как и в России, зачастую, стерта.
Собственно, качество дорог в Quebec'е такое же, как в России, а то и похуже. В других провинциях, говорят, никаких претензий к дорогам нет. Французский Quebec вообще старается во всем отличаться от английской части страны. И правила движения, и дорожные знаки, и планировка дорог - кажется, все нарочно искажено, в угоду “оригинальности”. При взгляде на эту картинку мне начинает казаться, что подобное стремление к оригинальности закладывается на генном уровне.
Вот, к слову, угадайте, как выглядит в Quebec'е дорожный знак «разворот на перекрестке можно совершать только при мигающем зеленом сигнале светофора»? Вашему дизайнерскому искусству не сравниться с хитроумностью quebec'ских чиновников. Вот представьте: надпись белыми буквами на бледно-салатном фоне - вот как выглядит этот знак! Надпись, разумеется, только на французском языке. И вешается этот знак на светофор. А где у нас стоит светофор? Soyez les bienvenus au Québec!
Montreal - единственный крупный город французской провинции - в стремлении к оригинальности идет впереди всего Quebec'а. Например, только в Montreal'е запрещается поворачивать направо при красном сигнале светофора. В большинстве стран Европы - можно, в Америке - можно, во всей Канаде можно, вот только в Montreal'е - нельзя. Такие, вот, мы исключительные.
Но давайте забудем об этой досадной манере быть во всем “иначе, чем другие”. Тогда у нас не будет особых поводов ругаться на местную транспортную систему. Город пронизан автострадами; их меньше, чем в Америке, но они справляются с основным потоком машин, каждое утро штурмующих downtown. Город прорезан велосипедными дорожками; их меньше, чем в Европе, но до основных центров можно доехать, крутя педали (и, главное, есть где покататься на выходных!). В свете этого, кажется справедливым, что налоги на владение автомобилем в Канаде меньше, чем в Америке и Европе.
И с парковой в городе особых проблем не возникает. Вы можете остановиться почти в любом месте, надо только за это заплатить. Все тротуары в downtown'е усеяны столбиками парковочных автоматов: опустил в него монетку, и с чистой совестью идешь по своим делам. Ну, а если вы забыли оплатить свою стоянку, или же если вы остановились в недозволенном месте, то вам выпишут квитанцию, на которой заботливый служащий выставит вам огроменный штраф. На добрую память. Здесь, кстати, этим специальная парковочная служба занимается, никак не связанная с полицией. Ездит по городу узнаваемая красная легковушка и, знай себе, квитанции под “дворники” засовывает. Идилия! - в сравнении с тем, что творится в Москве.
И последнее, что хочется сказать: о штрафах. Они здесь, и вправду, большие. И от полицейских здесь не откупиться. Так что будите у нас на Колыме в Канаде, знайте, что за незначительное превышение скорости придется заплатить несколько сот долларов.
Welcome to Canada!