Штаб-квартира МОК. Лозанна, Швейцария. Июнь 2001.
Как оказалось, 6 апреля - Международный день спорта. К слову, учреждён в 2013 г. Этот, так сказать, праздник - подходящий повод заняться прожектёрством. На минувшей неделе активно обсуждали предложения Исполкома Международного олимпийского комитета (МОК) по допуску белорусских и российских спортсменов к международным соревнованиям. Нетрудно догадаться, что эти тезисы не удовлетворили ни сторону, которая добивается отмены дискриминации своих спортсменов, ни сторонников дальнейших рестрикций для атлетов из «страны-агрессора». Все любят декларировать: «Спорт вне политики», но фактически сейчас эти понятия связаны друг с другом весьма основательно.
Короткое отвлечение. В советскую эпоху в популярной среди «либеральной интеллигенции» «Литературной газете» была рубрика «Если бы директором был я». Вот и мне пришло в голову заняться «маниловщиной» и предложить свой вариант реформирования мирового спорта. Сразу сделаю принципиальную оговорку речь идёт только о международных соревнованиях среди взрослых спортсменов.
1 Спортсмены - денационализация и анонимизация. Атлеты выступают только под номерами, очередность которых выбирается случайным образом (жеребьёвка). В стартовых и итоговых протоколах соревнований спортсмены обозначаются только номерами. К примеру, гол забил спортсмен № 27, рекорд мира установил № 331 и т.д. Федерациям по отдельным видам спорта запрещается вводить сквозную нумерацию спортсменов по конкретному виду. При каждом соревновании атлет получает новый номер. Запрещена любая национальная символика (флаг, герб, гимн и т.д.). В экипировке спортсмена можно использовать не более одного цвета из национального флага. Сразу возникает вопрос, а как быть с командными видами спорта? Всё просто. Команду может собрать любой желающий, кто найдёт источники её финансирования. В названиях команд запрещено использование топонимов и их производных. «Могучие слизни» и «Ловкие бивни» - можно, а «Бурановские бабушки» - нельзя. Логично предположить, что в таком качестве спортсмены становятся категорически неинтересны странам, в которых спорт «нагружают» смыслами, иными от просто бессмысленного соревнования. Тут самое время перейти к пункту № 2.
2 Финансирование - меценаты, спонсоры и рекламодатели. С первыми, кажется, понятно без особых пояснений. Найдутся, надеюсь, филантропы, которые вложатся в развитие любимого вида спорта как, своего рода, искусства. Со спонсорами тоже просто - мало кто откажется от возможности повысить узнаваемость своего бренда. Наконец, реклама. Спортсмены получают право продавать каждую единицу площади своей экипировки и даже тела (sic!) рекламодателям. Если же тобой не заинтересовались, то - свободен. Займись, наконец-то, каким-нибудь общественно полезным трудом. Настало время перейти к пункту № 3. Полагаю, он особенно придётся по душе спортсменам
3 “Farewell to WADA” или «До свидания, наш ласковый Миша ВАДА». Да, вы не ослышались понятие «допинг» в спорте упраздняется. Нет больше «терапевтических исключений», «допинговых офицеров» и т.п. Спортсменам разрешается употреблять всё, что не запрещено законом. «Моча молодого поросёнка», мумиё, «бобровая струя», спермацет - пожалуйста. Лекарства от бронхиальной астмы, психостимуляторы, эритропоэтины - сколько угодно. Все в равных условиях. Предвижу обвинения в негуманности, человеконенавистничестве. Атлеты ведь могут и пострадать, даже умереть. Отвечу так: в соревнованиях участвуют взрослые дееспособные люди, которые вполне способны оценить возможные риски до того, как сделать свой выбор.
Предвижу высказывания скептиков. Дескать, в таком виде спорт больших достижений долго не протянет. Мой ответ - если это и случится, то туда ему и дорога. Я, во всяком случае, жалеть об этом не буду.
Предложения по усовершенствованию моего «прожекта» будут с благодарностью приняты.
Олимпийский музей. Лозанна, Швейцария. июнь 2001.
* Н.Н.Добронравов (С)