На Красной Площади со 2 по 6 июня проходит Книжная ярмарка. У меня там встреча с читателями в эту субботу, 3 июня, в 13.15, в шатре № 11. Говорим о новой книжке и о чем угодно. Правда, чётко на субботу обещали похолодание. С другой стороны, это лучше, чем жара, хотя площадь всегда продувается ветром с реки. На ярмарке обычно много новых книг и выступают самые разные люди, от писателей, которые вообще редко выбираются на встречи, до каких-то медийных личностей. Вход для посетителей, слава богу, свободный, как заверили меня менеджеры, хотя с меня безопасники зачем-то собрали всю информацию, включая размер носков.
Расскажу про обложку. Обложки ко всем последним книгам мы делали вместе с замечательной художницей Катей Белявской, и этот раз не стал исключением. Вернее, делает обложку Катя. А вот придумываем вдвоем. Сначала мы обсуждаем ключевую идею книги. Отталкиваясь от нее, строим идею рисунка. Катя быстро набрасывает черно-белый эскиз, и потом мы решаем, дать ли ему жизнь в цвете или придумывать что-то новое.
В детективе есть прямое указание на фокус: иллюзионист вместо живого кролика вынимает из шляпы мертвого. Поэтому сначала мы с Катей стали думать в сторону цирка. Может быть, кролик вылезает из волшебного куба, а задняя его часть - это лапы какого-то страшилища?
Вторая идея была с хищной шляпой. Шляпа - живая, она охотится за кроликом. И ноги у нее страшные: то ли курьи, то ли от ящера. На эскизе в первый раз появились часы. Это тот случай, когда в обложку просачиваются какие-то важные для меня детали сюжета. В принципе, часы - универсальный символ, их можно рисовать где угодно - лишними не будут.
Но несмотря на все попытки сделать шляпу страшной, она все-таки вышла ужасно смешная. Зубы эти. Кохти. Язык! Ржачная шляпа, скажем прямо.
Что ж, отказались и от этой мысли. Бог с ним, с цирком: пусть будет кролик с зеркалом. Сидит на попе нормальный милый кроль, разве что слегка сутулый, а в зеркале отражается мерзкое красноглазое чудище. Чорный Кролик. Повелитель Ночи. Мрачная тварь с красными глазами.
На этом этапе стало ясно, что в рисунке необходима динамика. Статичный кролик не подходит, кто бы ни отражался в зеркале. Хотя вот капуста под попой кролика лично мне очень нравилась.
"Все-таки надо вернуться к идее со шляпой", - решили мы с Катей. Допустим, из шляпы тянутся к бедному кролику черные жгуты непонятного происхождения. И ясно, что ничего хорошего от них ждать не приходится. Нарисовали:
Экспрессия появилась, но кролика стало жалко. Понятно, что ему кранты. К попе прилипла всякая гадость, к ножкам тоже - в общем, кролик не жилец. К тому же эта сизая курица все-таки была мне не по душе. И вот на этом этапе в первый раз появляется тигриная лапа. Пока она растет непонятно откуда. И нефтяные протуберанцы никуда не делись. Но зато, когда мы посмотрели на этот вариант, у нас внятно оформилась идея: лапа должна вырастать из шляпы, замахиваться на кролика и НАД ним, чтобы у кролика была возможность удрать.
По моей просьбе добавили к траве куст, а под кустом нору. Она слегка напоминает черную дыру, но для кролика появилось убежище (девяносто процентов читателей не заметят на обложке ни нору, ни куст )).
Остановились на последнем, решив, что остальные цвета "вживую" будут подъедать рисунок. Именно кролик с тигром на фоне темных оттенков не играют, требуется другой сюжет. Может, и нужно было брать фуксию, как считал дизайнер издательства, но что-то я побоялась.
Напоследок покажу несколько работ Белявской, не имеющих никакого отношения к обложкам. Я их просто люблю ).