• В народных сказках есть известный мотив - бездетная пара лепит человечка из подручных материалов. Из глины там, из сена, из дерева. Нечасто, но бывает в сказках, что из снега - и выходит девочка Снегурушка. Потом она тает весной или идёт в лес с подружками и те её убивают из-за ягод или из-за красоты.
• У народа по этому поводу - всё.
• Это всё среди прочего собрал Александр Афанасьев и издал в масштабном труде "Поэтические воззрения славян на природу".
[что дальше]• В то время (это середина XIX века) образованный класс живо припадал к национальным корням. Очень хотелось вывести народный характер из чего-то древнего, но не церковного; отсюда интерес к язычеству и народным сказкам, в которых от язычества осталось изрядно. В Германии братья Гримм уже собрали свой урожай сказок, в России за дело взялись позже, но с тем же рвением.
• Считалось, что это реконструкция и вообще-то научная работа, а не жанр "писатели - детям". Это потом, вдохновлённые корпусом народных сказаний, написали свои сказки Даль, Аксаков, и проч.
• Драматург Александр Островский тоже прочитал афанасьевские "поэтические воззрения славян"; был впечатлён. А через несколько лет ему подогнали сложный заказ на сценарий масштабного спектакля, где были бы и пение, и пляски, и страсти. Потому что Малый театр, пока ремонт, временно переехал в Большой, и надо было занять все труппы разом. Островский решил написать сказочную феерию по поводу девушки, растаявшей на солнце. И написал. В стихах, что для него нехарактерно.
• Композитором был молодой, но уже известный Чайковский. Всё получилось, но успеха не имело. Народ не понял жанра - по факту, это был мюзикл, а тогда такого не понимали, опера, балет и драма не смешивались. А тут странное чего-то получилось - то поговорят, то попоют, то попляшут.
• Но за дело взялся Римский-Корсаков. Ему Очень понравилась пьеса, и не очень понравилась музыка, и он решил написать свою, сделать нормальную оперу. И сделал. Чайковский сначала переживал, что "увели тему", а потом ничего. Чайковский с Римским-Корсаковым соперничали, иногда жёстко критиковали друг друга, но не враждовали и друг другу помогали, когда могли (благородные люди!)
• В пьесе Снегурочка - дочь Деда Мороза и ветреной Весны, по какому поводу зима стала длинной и солнце-Ярило обиделось, но почему-то не на Весну или Деда, а на их дочь. Снегурочка полюбила песни Леля, но не его самого, потому что была лишена способности любить нормальной любовью (зато умела ревновать). А её полюбил Мизгирь, именно за её подмороженность. Когда Снегурочка узнала, что Лель уходит к другой, потому что та умеет горячо любить, она просит дара любви у матери, получает его и влюбляется в первого встречного - в того же Мизгиря (хорошо, что не в деда или бабку, например). Но сразу же тает на солнце, Мизгирь кончает самоубийством, и сказке конец, но это не трагедия, потому что зато вернулось солнце.
• Тема пьесы и оперы - подчинение человека высшим силам, невозможность и ненужность противиться природным законам, и хоть потом все умерли, но никто не расстроился, потому что высшие законы соблюдены. Стоп, да не масон ли Островский? Масонская же символика, и вообще чем-то напоминает моцартовскую "Волшебную флейту". Про Островского непонятно, а у Римского-Корсакова папа был известный масон-активист, и в любом случае все явно были в курсе повестки, иногда такое ощущение, что тогда почти все образованные люди были масонами, и, скорее всего, так и было. К тому же после Васнецова декорации к опере рисовал Рерих - ну, тут духовные планы совсем ясны, и он явно считывал эти смыслы.
• После знаменитой оперы (а тут ещё сказки подоспели, в 70-х издали сказки Даля, там тоже про Снегурочку есть) - Снегурочка пошла обратно в народ. Её рисует Врубель, Васнецов, Рерих (все они работали над оперой), Перов. На рождественских ёлках она потихоньку встаёт в свиту дела Мороза вместе со снежинками, понемножку становясь его внучкой.
• С 1929 до 1935 года ёлки были запрещены в СССР как пережиток, но потом вернулись как новая советская (и, конечно, светская) традиция. С 1937 года Снегурочка - официальный атрибут Нового года. Ни к народным, ни к литературным сказкам она больше не адресуется. Она - внучка и младший партнёр Деда Мороза, её надо звать три раза, где её родители - никому неинтересно, она водит хороводы и прогоняет бабу-ягу, не тает ни при каких условиях и хочет одного - чтоб детишки прочитали стихотворение или отгадали загадку.
• В кино Снегурочка Островского есть в хорошем мульте 1952-го года, по опере, весь такой гладкий, советский вариант диснеевской эстетики. Есть фильм 1968 года, но его можно смотреть только из извращённого любопытства - на деградацию эстетики Эйзенштейна и Роу. Снегурочка, которая из русских сказок, является в разных мультах, но в целом тоже так себе... Ничего так новогодняя серия про Петю и Волка, удалась. Ну и ария Зайца и Волка из нупогоди, конечно, куда ж без неё...
• С конца советской эпохи до недавнего времени, когда было модно вызывать новогоднюю парочку на дом, Снегурочка прокормила (и пропоила) тысячи актрис, и это не считая официальных ёлок и прочих подработок девушками в сине-белых костюмах и кокошниках.
• И каждый-прекаждый с детства знает, кто это такая. Леших-домовых позабывали, а Снегурочка - календарный (и ежегодный) персонаж, с детства до старости всем известный. Чисто русский, между прочим! :)