Замечательный репортаж о бывшей Немецкой слободе в Москве из журнала ЖЖ-френда. Поскольку я только что написала о заброшенной церкви на Бауманской улице:
http://eho-2013.livejournal.com/567337.html , и не так давно - о похоронах Баумана:
http://eho-2013.livejournal.com/564272.html, грех было упустить материал на ту же тему...
Оригинал взят у
kromni в
Архитектура Москвы. Немецкая слобода. В этот свой визит в Москву, совершил несколько прогулок по городу, фотографируя старинную архитектуру. Причем происходит это у меня обычно в несколько неправильном режиме - сначала выбираюсь куда-то, фотографирую, а потом начинаю искать информацию о том, что же я видел и отснял. Часто выясняется, что самое интересное я пропустил. Так было и тут, печально, но что делать. К тому же москвовед я плохой, только начинающий. Но, покажу, что получилось. В этот раз оказался я в районе Немецкой слободы, и главной ее улицы - Немецкой, которая теперь (и до сих пор по недоразумению) называется Бауманской. О самом Баумане, в "честь" которого эта улица называется, я еще скажу отдельно несколько слов по ходу повествования.
Итак - Немецкая слобода. Еще со времен Средневековья возле тогдашней маленькой Москвы существовало поселение иностранцев, которых на Руси называли немцами от слова "немой", потому что не умеет говорить, по-русски. К "немцам" тогда относились и голландцы, и англичане, и датчане, и шведы и многие другие. Первое поселение иностранцев возле Москвы появилось еще со времен Василия III, который завел себе иностранную стражу. После Ливонских войн Ивана Грозного иностранное поселение увеличилось за счет числа пленных. Во время Смуты Немецкая слобода была разорена, жители разбежались, многие стали селиться в Москве. Москвичи не желали соседства с иноверцами, и в 1652 году по царскому указу все иностранцы были вновь выселены в Новую Немецкую слободу на месте старой. При Петре I Немецкая слобода теряет автономию, а к XVIII веку слободской уклад исчезает, местность начинает застраиваться дворцами знати. После пожара 1812 года местность отстраивается заново, но уже здесь селятся преимущественно купцы и мещане. На сегодняшний день территория Немецкой слободы примерно на 50% занята зданиями постройки XVIII-XIX веков, о которых в основном и пойдет речь в этом посте. Другая половина - уже советские здания. От Немецкой слободы XVII века сохранилось единственное здание, о нем чуть позже. Его я, к сожалению, пропустил. Итак, поделюсь тем, что увидел. Движемся по главной улице бывшей слободы, которая сейчас называется Бауманская.
Жилой дом 1904 года постройки, архитектор - Д.В. Михайлов.
2
Колокольня старообрядческой церкви Святой Екатерины в доме И. И. Карасева (1914-1915) Старообрядческая община находилась существовала здесь с 1872 года. Дом был снесен вместе с церковью в 1979 году, колокольня уцелела, но, как видим, пребывает в печальном состоянии.
3
Доходный жилой дом 1917 года постройки. Архитектор - К. Розенкампф. Сейчас офисное здание.
4
Дом купца Кукушкина 1901 года постройки, архитектор - В. Филиппов.
5
Доходный дом крестьянина Антона Фролова. Построен в стиле неоготики как дань памяти Немецкой слободе. Год постройки 1914. Да, скажу вам, очень "угнетены" были крестьяне в Российской империи, но тут их осчастливила социалистическая революция, "освободив от гнета эксплуататоров".
6
Красавец дворец - доходный дом Калашникова - Рахмановых 1898 года постройки. Архитектор - И.Г. Кондратенко. На этом месте в 1833 году купец Петр Рахманов выстроил длинное одноэтажное здание, в котором располагались лавки.
7
Дом № 2 По Бакунинской (бывшей Покровской) улице - особняк И. и Г. Рахмановых. Перестроен в 1895 году архитектором И. Г. Кондратенко. Дом № 4 - особняк И. Калинина 1902 года постройки, архитектор П. Харко. Видимо, стиль скопирован с соседнего здания.
8
Дом нежилой 1880 года постройки, по улице Спартаковская (бывш. Елоховская), 25. Примыкающие 23 и 21 дома - 1917 года. Странная датировка обнаружилась, весьма вероятно, что "1917", столь часто встречающийся означает просто, что дом дореволюционный. Также, очевидно недавно все три дома были отремонтированы как единый комплекс.
9
Богоявленский кафедральный собор в Елохове - красивейшая церковь. Была построена в середине XIX века, освящена в 1852 году. До этого на этом месте стояла каменная церковь еще в XVIII веке, а еще раньше - деревянная. В старину здесь было село Елох, где родился московский юродивый Василий Блаженный. В 1799 году здесь был крещен Александр Пушкин. В большевистское время храм неоднократно пытались закрыть, но всякий раз решение о закрытии обжаловалось или по разным причинам не исполнялось. Таким образом, храм функционировал непрерывно.
10
Дом XVIII-XIX веков. Архитектор - знаменитый Матвей Казаков.
11
Дом Карабанова, по фамилии владельца - бригадира Федора Леонтьевича Карабанова, купившего этот дом в 1790 г. у жены бригадира В. В. Енгалычева. Из Карабановых, владевших особняком, наиболее известен сын бригадира Федора, майор Павел Карабанов, прославившийся в Москве замечательной коллекцией разных редкостей. Уже в самом начале XIX в. - в 1801 г. - здание перешло к вдове богатого заводовладельца Ивана Яковлева-Собакина. До советской власти здание принадлежало Н. А. Занковскому, владельцу фирмы «ЭНЗЕ», производившей техническую новинку того времени - фотографические пластинки. В доме размещалась Городская бесплатная библиотека-читальня имени А. С. Пушкина.
12
Дом № 40 я пропустил, видимо, он не привлек моего внимания. Прочитал, что на его месте стоял дом, где предположительно родился А.С. Пушкин.
Далее дома № 42 и 44 - жилые дома XIX века.
13
14
Дом 46 - жилой дом постройки 1917 года, очевидно, позднее были надстроены еще два этажа, убогие, стилистически не соответствуют архитектурной композиции здания. Советский период очевиден.
15
Еще один особняк 1917 года. Нежилой. И непонятно, что там находится.
16
Усадьба дворян Зубовых. Нынешний облик приобрела в 1886 году.
17
Удивительно, но сохранилась табличка "20" еще дореволюционной нумерации домов.
18
О домах на следующих фото мне не удалось найти информации, кроме того, что это "историческая застройка XVIII-XIX веков.
19
20
21
22
23
24
Среди этой исторической застройки оказался и один опознанный объект - дом фабриканта Щапова постройки знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Однако, в то время, когда строился этот дом, его еще никто не знал. Это была первая его работа. Стиль, однако, проявился уже тогда. Высокие крыши дома перекликаются с архитектурными формами его другого детища - Ярославского вокзала.
25
На доме Щапова мемориальная доска, посвященная тому самому Бауману, в честь которого до сих пор называется Немецкая улица. Большевик Бауман был убит именно возле этого дома. Что же произошло там. История известная, чтобы не пересказывать ее, просто процитирую журналиста Олега Фочкина (
взято отсюда):
"... вернемся к Бауману. Конечно, никакого агента охранки не было. По версии, которую рассказывал Ярослав Щапов, это сделал дворник Щаповых, когда увидел, что тот осквернил государственный флаг, висевший на одном из корпусов фабрики Щаповых. Но, скорее всего, эта версия ошибочна.
Эту историю затеял Московский комитет РСДРП 18 октября 1905 года.
Большевики "в ответ на Манифест царя от 17 октября", которым даровались многие свободы, после митинга в стенах Технического училища вывел колонны молодежи под лозунгом "Разрушим русскую Бастилию". Имелась ввиду губернская тюрьма на Таганке.
Бауман числился членом ЦК РСДРП, хотя больше был специалистом по "экспроприации". Его только 8 октября выпустили вместе с другими политическими из той самой Таганской тюрьмы. И он прекрасно знал, что среди сидельцев остались одни уголовники. Но сама идея взять тюрьму штурмом привела его в восторг. "Грач", как звали его товарищи по партии, взялся привести рабочих с фабрики Дюфурмантеля, это была фабрика, которую сдавали в аренду Щаповы здесь же, на Немецкой улице. Надо сказать. Что не все члены ЦК разделяли планы пройти на штурм от Лефортово до Таганки. Кто-то мог отколоться от колонны. Кто-то одуматься, зачем и куда идет. Но азарт Баумана был неудержим. Он схватил флаг с лозунгом "Долой самодержавие", вскочил в пролетку и, стоя в ней, помчался по Немецкой, скандируя: "Долой царя!" Недалеко от фабрики Щапова стояла небольшая группа, наблюдавших за шедшей во дворе игрой "в бабки". Когда пролетка с Бауманом поравнялась с ними, из группы зевак выбежал человек с обрезком газовой трубки в руке. Он вскочил в коляску и ухватился за флаг, пытаясь вырвать его из рук Баумана. Тот не сдавался и даже выхватил из кармана браунинг, выстрелив в нападавшего.
Но пропустил удар трубой по руке и промахнулся. А потом получил второй удар - по голове. Грач выпустил флаг и упал с пролетки. Но тут же вскочил и бросился к своим, к демонстрантам. Однако преследователь оказался быстрей и догнал Баумана, еще несколько раз ударив трубой по голове. Революционер упал на мостовую как подкошенный. Демонстранты открыли беспорядочную стрельбу по нападавшему, но тому удалось скрыться. Однако Бауман был уже мертв. Как вспоминал один из участников тех событий: "Наши дружинники открыли беспорядочную стрельбу, началась паника! Демонстранты бросились бежать в соседние дворы. Тело убитого товарища подхватили и отнесли в училище члены Комитета и несколько наиболее хладнокровных студентов".
Убийца Баумана сам сдался властям через час. Явившись в участок, он назвался Николаем Федотовичем Михалиным, уроженцем Козловского уезда Тамбовской губернии, рабочим фабрики Щапова. По его словам, убитого он видел впервые, а напал на него потому, что его возмутили надпись на флаге и то, что этот человек в пролетке все время кричал: "Долой царя!".
Ранее Михалин служил в конногвардейском полку в эскадроне Трепова и незадолго до описываемых событий уволился в запас. В тот день он с фабричными пошел смотреть, как играют "в бабки". Обрезок трубки держал в руках "заместо тросточки" - тогда рабочих была такая мода на тросточки. По словам Михалина, он "был выпивши", при виде "смутьяна с флагом" в душе бывшего служаки взыграла "верность присяге". Ну а потом все завертелось, и было уже не до раздумий. Михалина в 1906 году судили и признали виновным "в нанесении ветеринару Бауману тяжких побоев, повлекших смерть", за что дали два года тюрьмы. Но это уже не могло изменить ситуацию. Похороны Баумана превратились в гигантскую вооруженную демонстрацию, а могила стала местом митингов. Вся революционная и либеральная пресса захлебывались в описаниях "зверств самодержавия": в листовках говорилось, что демонстрацию рубили казаки и расстреливали пушки, что жертв были многие сотни. Потом был декабрь и баррикады на Пресне.
А Михалина судили еще раз - в 1907 году после апелляции, но оставили приговор в силе. И снова, в 1925 году, когда убийцу Грача разыскали сотрудники ОГПУ и приговорили к "высшей мере пролетарского правосудия".
Вот такие были прекрасные большевики, судившие повторно, вот такой "замечательный" человек был этот Бауман. Не хочу оправдывать насилие, но получил он по заслугам. Жаль, что та же участь не постигла других большевистских главарей. Трудно себе представить сегодня такое - вооруженная толпа открывает огонь по среди улицы! Надо было в самом деле зачистить это все с помощью артиллерии, глядишь, и не было бы кровавых революций, сталинских репрессий и многих других прелестей большевизма, а также не случилось бы распада России и сегодняшней войны на Украине. История не знает сослагательного наклонения. Правительство Николая II было слишком либеральным, и случилось в итоге то, что случилась, к глубокому прискорбию.
Вернемся к нашей прогулке. Здание, известное как Фанагорийские казармы. Изначально на этом месте в XVIII веке находился Почтовый двор, впоследствии здание было пожаловано придворному врачу Иоганну Лестоку. С 1750-х годов тут располагались различные государственные учреждения. Здание претерпело две перестройки после пожаров 1748 и 1812 годов. В 1885 года здание было переделано под казармы, а с 1910 года здесь квартировал Фанагорийский Суворовский гренадерский полк, давший название зданию.
26
Информацию об этом здании найти тоже не удалось. Где-то здесь находилась текстильная фабрика Щапова. Мне кажется, что это общежитие для рабочих, по крайней мере, вид дома отвечает этому назначению. Где-то чуть дальше во дворах находится единственное уцелевшее здание времен Немецкой слободы XVII века - палаты Анны Монс, но я о нем, к сожалению, не знал и потому не искал и не увидел в итоге.
27
А на месте этих ларьков стоял выстроенный в советское время Басманный рынок. В 2006 году он обрушился, были жертвы...
28
И какая красота попалась! Я даже не думал, что в Москве еще остались подобные дома! Первый этаж, каменный, а второй деревянный! Что за дом, к сожалению, тоже не нашел информации.
29
А это место было одним из центровых в Немецкой слободе. Здесь был рынок, а в XIX веке - кабаки, трактиры и прочие заведения. Где-то в одном из этих старых домов располагался пользовавшийся у местных жителей дурной славой трактир "Амстердам". Шпана тех времен веселилась там дни и ночи, владелец трактира Никита Соколов всегда подкупал полицию, потому жалобы местных оставались без внимания. Преемственность места, однако, сохранилась, название "Пьяный дятел" нам недвусмысленно об этом намекает. И, хочу отметить, до чего же Москва безобразна в отношении уличной рекламы. В последнее время наметились положительные тенденции во внешнем виде города, надеюсь, в скором будущем и рекламу приведут в норму, а то какой-то восточный рынок, а не город получается.
30
Вот и вся информация у меня с той прогулки по Немецкой слободе. Напоследок хочу лишь сказать, какой у людей был вкус еще сто лет назад! И что сейчас?..
Фотографии 18 июня 2014 года