Дело не в ханжестве. Я уже изложила свои мысли в комментарии Снегурочке, но добавлю. Быть членом правящей династии - это не только права, это прежде всего обязанности. Жизнь великих князей, как считалось, принадлежит России, и каждый в случае необходимости должен быть готов воспринять престол. А они слишком увлеклись частной жизнью, и в результате в феврале 1917 Николаю даже престол передать оказалось некому - все себя чем-то скомпрометировали, либо нарушили закон о престолонаследии. Когда страна балансировала на краю пропасти, у Николая не было ни помощи, ни поддержки - все Романовы оказались слишком заняты делами своих любовниц и морганатических жен.
Елена, так в этом и вся беда России, когда вся надежда остается на великих князей. Кто из этих князей имел опыт управления даже не минстерством, хотя бы департаментом, причем реальным опытом, а не просто где-то числиться, кто знал как работает транспорт, что такое supply & demand и с чем его едят?
Можно сколько угодно говорить о преступлениях большевиков, однако они, в отличие от самодержавия, создали эффективный аппарат управления, в котором на ключевых постах были компетентные люди (оставляя в стороне вопрос о заплаченной за это цене). В свое время эта система тоже рухнула, опять таки по российской привычке цепяться за старое до последнего. В любом случае, у Бещева шубохранилища не было, но железные дороги работали.
Не хочу Вас расстраивать, но при царе железные дороги работали еще лучше - у нас были одни из самых лучших и дешевых ж/д дорог. Причем построили их больше, чем при сов. власти, включая знаменитую Транссибирскую магистраль (в тех условиях по тайге!). А возглавлял комитет по ж/д строительству Николай, еще будучи цесаревичем.
Про транссибирскую магистраль пример не совсем удачный, там как раз очень ярко проявилась некомпетентность с заказом двух ледоколов, которыми предполагалось колоть лед для первозки поездов через озеро Байкал. В результате таки пришлось везти дорогу в обход озера, что вызвало двухлетнюю задержку.
Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом (в итоге израсходовано было в несколько раз больше)
Цесаревич Николай присутствовал на ее закладке, этим его роль и ограничилась.
По утверждению В. И. Ленина, дорога была великой "… не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих ...
Николай II при помощи супруги сам допустил развитие ситуации, которая вылилась в 1917 год. И как раз не все Романовы оказались "заняты делами любовниц и морганатических жён". Несогласных императрица (Аликс) методично смещала с должностей и удаляла от двора при помощи супруга. Это большое количество людей, и среди них члены семьи тоже - те, которые принесли много пользы стране. Историк князь Ник.Мих., командующий войсками Ник.-Ник. Старший, много сделавший для развития авиастроения Ал-др Мих. (отец Ирины Юсуповой) - список огромен. Никто, знающий историю, не будет отрицать приверженности Николая II семейным ценностям , но это никак не повлияло на его способность и желание управлять (грамотно!) огромной страной, к чему его вроде бы готовили с детства(c соблюдением закона о престолонаследии).
Командующий войсками Ник.Ник. допустил серьезные поражения на фронтах, а когда Николай в 1915 году принял командование на себя, ему удалось стабилизировать ситуацию, и армия перестала отступать. А Алекс. Мих. вполне благополучно командовал русской авиацией со штабом в Киеве до самой революции - он-то в чем пострадал?. Ал. Фед., конечно, обиделась за его резкие высказывания и письма Николаю о положении в стране, но никаких особых последствий это не имело
( ... )
У всех есть недостатки и все совершают ошибки. Ошибки людей у власти (как бы они эту власть не обосновывали) - фатальны. Ник.Ник., конечно, тоже совершал ошибки, и Ник.II взял всё на себя (командование, в смысле) - и вылилось это в итоге в 1917 год. Что до Ал.Мих. - он потому из Киева и не вылезал, что от двора удалили. А по части влюблённостей от жены не отставал ("Графиня Камаровская. Воспоминания" - она была воспитательницей Ирины Юсуповой, и детей Аликс одно время). Пребывание в Киеве и личная жизнь не мешали ему эффективно руководить авиацией, а вот в эффективности руководства Николаем II армией, мягко говоря, у историков имеются сомнения. И не потому, что достойных этого людей не было рядом.
Сомнения имелись только у историков-большевиков, желавших любой ценой скомпрометировать Николая, невзирая на факты. Николай принял командование в тяжелейшей войне, в момент, когда российская армия усилиями Ник.Ник. потеряла более половины личного состава убитыми и ранеными. Отступление 1915 года продолжалось до середины сентября, только в те первые недели, пока император, вступивший в должность Верховного главнокомандующего, принимал дела. А через три недели после вступления государя на пост положение на фронте стабилизировалось. Россия, сумела закрепиться на линии Рига - Пинск - Тернополь - Черновцы, а не Лениград - Москва, как в 1941 при великих советских стратегах. И ситуация 1917 года была следствием разнообразных предательств, хотя можно говорить, что Николай сам виноват в том, что его предали. Но будет ли это справедливо?
Несправедливо приписывать одному человеку заслуги многих - Николай не один командовал, у него целый совет имелся. Елена, я уважаю Ваше право на собственное мнение по данному вопросу, но он слишком обширен для комментариев (к совсем другой статье). Поэтому предлагаю закончить ничьей. И с нетерпением жду продолжения Вашего поста о княгине Палей.
Reply
Reply
Можно сколько угодно говорить о преступлениях большевиков, однако они, в отличие от самодержавия, создали эффективный аппарат управления, в котором на ключевых постах были компетентные люди (оставляя в стороне вопрос о заплаченной за это цене). В свое время эта система тоже рухнула, опять таки по российской привычке цепяться за старое до последнего. В любом случае, у Бещева шубохранилища не было, но железные дороги работали.
Это рок, которому ни конца ни края не видно.
Reply
Reply
Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом (в итоге израсходовано было в несколько раз больше)
Цесаревич Николай присутствовал на ее закладке, этим его роль и ограничилась.
По утверждению В. И. Ленина, дорога была великой "… не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих ...
И это святая правда.
Reply
Reply
Reply
Reply
Что до Ал.Мих. - он потому из Киева и не вылезал, что от двора удалили. А по части влюблённостей от жены не отставал ("Графиня Камаровская. Воспоминания" - она была воспитательницей Ирины Юсуповой, и детей Аликс одно время). Пребывание в Киеве и личная жизнь не мешали ему эффективно руководить авиацией, а вот в эффективности руководства Николаем II армией, мягко говоря, у историков имеются сомнения. И не потому, что достойных этого людей не было рядом.
Reply
И ситуация 1917 года была следствием разнообразных предательств, хотя можно говорить, что Николай сам виноват в том, что его предали. Но будет ли это справедливо?
Reply
Елена, я уважаю Ваше право на собственное мнение по данному вопросу, но он слишком обширен для комментариев (к совсем другой статье). Поэтому предлагаю закончить ничьей. И с нетерпением жду продолжения Вашего поста о княгине Палей.
Reply
Reply
Leave a comment