Патриаршество было восстановлено в России в трудное время. В 1917 году пало самодержавие, а с ним исчезли и прежние органы власти. Православная церковь, считая себя одной из главных опор общества, стала делать все возможное, чтобы препятствовать разгулу анархии. В условиях смуты был нужен единый глава церкви, патриарх, которого в России не было уже более 200 лет, со времен Петра I, упразднившего патриаршество и передавшего все церковные дела священному Синоду. 15 августа (ст.стиля) 1917 года в Москве в Храме Христа Спасителя начал работу Поместный Собор Русской Православной церкви. Его председателем был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон.
Патриарх Тихон (фотография найдена пользователем an_vlad)
В приветственном слове Тихон сказал, обращаясь к делегатам Собора: "Ныне родина наша находится в разрухе и опасности, почти на краю гибели. Как спасти ее - этот вопрос представляет предмет крепких дум".
Однако в церкви не было единого мнения ни по вопросу восстановления патриаршества, ни по оценке происходящего в стране. Святые отцы неспешно, вдумчиво все обсуждали. Прения на Соборе затянулись до осени. Между тем, 25 октября 1917 года в Петрограде случился вооруженный переворот, получивший название Октябрьской революции, и власть перешла в руки большевиков. А в Москве начались столкновения между сторонниками и противниками новой власти. 27 октября в городе было объявлено военное положение.
В условиях вооруженного противостояния решение о восстановлении патриаршества нужно было принимать немедленно, без затянувшихся прений. 28 октября - в разгар уличных боев и страшного московского кровопролития - Собор, наконец, принял историческое постановление. На следующий день митрополит Тихон должен был совершить богослужение в храме Христа Спасителя. Однако добраться до Храма он не смог: на Волхонке и Пречистенке шли уличные бои и велась ожесточенная перестрелка...
Обстрел центральной части Москвы с Воробьевых гор 7-м Украинским тяжелым артиллерийским дивизионом под руководством Павла Штернберга. Картина неизвестного (для меня) художника украшает вестибюль Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга при Московском университете
(Павел Карлович Штернберг, выходец из семьи немецких купцов, был профессором Московского университета и Высших женских курсов, руководителем Московской обсерватории, гласным Городской думы и одновременно с 1905 года членом партии большевиков. В октябре 1917 года он стал одним из руководителей восстания в Москве; по его инициативе и под его руководством с 28 октября велся артиллерийский обстрел Кремля и прилегающих к нему районов города, штурм Александровского военного училища и Штаба Московского военного округа на Пречистенке.)
На церковном Соборе в Храме Христа Спасителя 31 октября, под грохот орудийной пальбы, состоялось голосование за кандидатов на пост патриарха Московского и всея России. Было избрано 3 кандидата: Антоний. архиепископ Харьковский и Ахтырский, Арсений, архиепископ Новгородский и Старорусский. и Тихон, архиепископ Московский и Коломенский. Из них надлежало выбрать единственного архипастыря для Русской Православной церкви.
Заседание Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917 году
Через день делегация Собора отправилась в Штаб Военно-революционного комитета с просьбой прекратить стрельбу на улицах города. Артиллерийские орудия прямой наводкой били по Кремлю, занятому юнкерами. Кремль, как историческая и религиозная святыня, находился в опасности, а братское кровопролитие вообще казалось безумием. Большевики отказали делегатам в их просьбе.
Собор 12-ти апостолов в Кремле, поврежденный снарядами в октябре 1917 года
Юнкера на защите Кремля
Поврежденное в ходе боев 1917 года здание гостиницы Метрополь. (М.В. Фрунзе вспоминал, что его солдатам особенно нравилось стрелять по окнам и фасадным стенам Метрополя, наблюдая как осколки и кирпич с грохотом падают вниз)
Поместный собор принял решение: выборы патриарха будут проведены только после окончания уличных боев. 3 ноября бои прекратились; юнкера, оказывавшие сопротивление красногвардейцам, в большинстве погибли. Митрополит Тихон с немногими сопровождающими был допущен в Кремль, святыни которого были сильно повреждены. Купол Успенского собора был пробит снарядом, другие кремлевские храмы и строения также пострадали. Взор повсюду натыкался на лужи крови и тела убитых...
Обезглавленная и пробитая снарядами кремлевская башня
Разрушения в Кремле
"...Круглые, гаденькие пульки шрапнели градом барабанят по железу крыш, падают на камни мостовой,- зрители бросаются собирать их «на память» и ползают в грязи.
В некоторых домах вблизи Кремля стены домов пробиты снарядами, и, вероятно, в этих домах погибли десятки ни в чём не повинных людей. Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмыслен был весь этот шестидневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы". Максим Горький. "Новая жизнь", 8 (21) ноября 1917 года. (Позже эти корреспонденции Горького войдут в сборник "Несвоевременные мысли").
Орудия вблизи старого Крымского моста (на современной Пушкинской набережной Парка им. Горького)
Здание Московской Городской думы, пробитое снарядами и вспыхнувшее
Памяти московских юнкеров Александр Вертинский посвятил свой знаменитый романс "То, что я должен сказать":
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Пострадавший дом на Тверском бульваре
На фоне таких трагических событий 5 ноября 1917 года в переполненном Храме Христа Спасителя состоялись выборы первосвятителя Русской Православной церкви ради "обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ..." Жребий пал на Тихона, митрополита Московского.
Тихон стал митрополитом Московским и Коломенским всего за несколько месяцев до этих выборов, но в православном мире он был хорошо известен. Будущий патриарх, в миру Василий Иванович Беллавин, родился в 1865 году в семье сельского священника. Детей отец воспитывал в строгости. Василий с ранних лет узнал крестьянский труд, помогая родителям в небогатом хозяйстве. Но при этом он поражал друзей и близких своими способностями.
Дом родителей Василия Беллавина в Торопце, где он жил с четырехлетнего возраста и где ныне музей патриарха Тихона
В Псковской семинарии, куда Василий поступил после окончания духовного училища, однокашники дали ему уважительное прозвище Архиерей, а в Петербургской Духовной академии, где он завершал образование, его прозвище оказалось просто пророческим - Патриарх.
В 1888 году Беллавин со степенью кандидата богословия вернулся в Псков, чтобы преподавать в родной семинарии. Здесь он пришел к мысли принять монашеский сан и полностью посвятить себя служению Богу. В декабре 1891 года после иноческого пострига он получил новое имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. В сане иеродьякона Тихон продолжал преподавать и вести службы в храме при семинарии. Его проповеди собирали столько народа, что руководство семинарии боялось: как бы не рухнули полы в храме, расположенном на втором этаже учебного здания. Пришлось укреплять пол, чтобы не ограничивать доступ верующих в церковь и не лишать их пастырского слова Тихона.
В 1892 году Тихон получил назначение в город Холм (ныне Хелм) царства Польского.
Холмский кафедральный собор
Обстановка в Холмско-Варшавской епархии была сложной из-за противостояния разных конфессий - католической, православной и униатской церквей. Тихон, будучи совсем молодым человеком (ему не исполнилось еще и 30 лет), после возведения в сан архимандрита принял на себя множество обязанностей: он стал ректором Холмской семинарии, благочинным местных православных монастырей, главой Холмского православного братства и епархиального совета. Его тщанием на средства жертвователей (среди которых был Иоанн Кронштадтский, высоко ценивший Тихона) был построен храм Феодосия Черниговского.
"Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было весело, приятно, легко... Он сумел завязать живые и прочные отношения с народом - и этот же путь он указал и мне". (Митрополит Евлогий)
В конце 1896 года было сделано представление Святейшему Синоду о назначении архимандрита Тихона на пост викария Холмско-Варшавской епархии, епископа Люблинского. Представление отклонили лишь потому, что кандидату не исполнилось и 32 лет, а по правилам требовалось, чтобы епископ был не моложе 33 лет. Архиепископ Флавиан оставил место епископа вакантным, и через год вновь подал то же ходатайство, которое на этот раз было принято без всяких возражений. Тихон стал самым молодым из современных ему иерархов Русской Православной церкви.
Он умел сгладить противоречия между католиками и православными. Не только католики, но и иудеи, во множестве жившие в городах епархии, относились к Тихону доброжелательно.
Осенью 1898 года Тихон был переведен в Америку на пост епископа Алеутского и Аляскинского. Жители Польши расставались с ним со слезами. Дело дошло до того, что обитатели Холма улеглись на рельсы, чтобы остановить поезд, увозивший епископа Тихона. Требования властей прекратить беспорядки не помогали, и только сам Тихон сумел найти слова, чтобы люди отпустили его с миром.
Тихоно-Задонский православный монастырь в Пенсильвании (США), основанный Тихоном
Тихон деятельно взялся за обустройство североамериканской епархии, кафедра которой поначалу располагалась в Сан-Франциско на Западном побережье США. Исторически и географически обширная епархия делилась на две части: северную (Алеутские острова и Аляску), где паства состояла преимущественно из коренного населения (алеутов, эскимосов, индейцев), и более южную, обжитую (Канаду и США), где большинство православных были выходцами из Старого Света (русские и другие славяне, греки, сирийцы и т.д.). По предложению епископа Тихона епархия получила новое название - Северо-Американская и Аляскинская, утвержденное императором в феврале 1900 года.
Тихон посещает селение американских аборигенов, любительский рисунок
Ко времени прибытия Тихона в Америку Святейший Синод прекратил выплату субсидий американской епархии. Приходилось рассчитывать лишь на собственные средства, а это было сложно из-за малочисленности православных приходов и их разбросанности по всему материку. Епископ Тихон постоянно находился в пути от прихода к приходу, чтобы помочь своей пастве справиться с проблемами: он плавал на стареньких пароходиках, а то и на индейских каноэ по бурным американским рекам, порой с риском для жизни; проводил много дней в седле в индейских резервациях; в эскимосских санях с собачьими упряжками или пешком пробирался по заснеженной тундре в дальние церкви... Короче говоря, епископ вел жизнь, максимально приближенную к той, что придумывал для своих героев Джек Лондон.
Продолжение следует.