Джеймс Эббот Макнейл Уистлер признан выдающимся художником во многих странах, но при этом его нигде не считают своим. Так сложилась его судьба, что он жил и творил в разных странах, и везде оставался чужим.
Автопортрет
Обычно его называют американским художником, хотя в США он жил первые шесть лет после своего рождения и еще несколько лет в юности. На свет Уистлер появился в 1834 году в Массачусетсе в семье военного инженера, но не успел даже поступить в школу, когда его отца, специалиста по железным дорогам, пригласили в Россию. Он проектировал и строил Николаевскую железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой. Учиться Джеймсу пришлось в Петербурге. И что он лучше всего усвоил в школьные годы - так это французский язык, которым впоследствии владел вполне свободно. Рисовал он с детства, а в России почувствовал горячую любовь к искусству (трудно было жить в Петербурге и не полюбить искусство!). Чтобы как следует развить способности мальчика, отец определил двенадцатилетнего Джеймса в классы Императорской Академии художеств. Через год Джеймс считался уже одним из лучших учеников. Фундаментальные знания, полученные в Академии, помогали Уистлеру всю жизнь. Его отличала хорошая техника и широта художественного кругозора.
Композиция в черных тонах. Портрет леди Арчибальд Кемпбелл
Увы, русским художником Джеймс так и не стал. В 1849 году Уистлеры возвращаются в Америку. Джеймс по семейной традиции собирается стать военным и поступает в военную академию Вест-Пойнт. Однако, получить диплом ему не удалось - за хвосты по химии его через три года отчислили.
Джеймс вспомнил уроки живописи, полученные в Петербурге, и понял, что хочет быть только художником, и ни кем иным. Но приходилось работать чертежником-картографом. В начале 1850-х годов Уистлер проводит смелые эксперименты, пытаясь создать первые картины и офорты без отрыва от картографии, Опыта и знаний было недостаточно,и в 1855 году Джеймс навсегда покидает Америку и отправляется в Париж заниматься живописью.
Симфония в сером и зеленом. Океан
В Париже Джеймс берет уроки в мастерской живописца-академиста Глейра, копирует картины в Лувре, пытаясь разгадать секреты классиков, и делает попытки стать своим среди французских художников, ищущих новые формы в искусстве. Поначалу его работы даже одобряют такие авторитеты как Курбе и Бодлер, но своим он в богемных кругах Парижа не становится. Художники, которые искали стиль, позже названный импрессионизмом, считали творчество Уистлера, учившегося в Академии художеств в Санкт-Петербурге и у Шарля Глейра, слишком академичным, а мастера старой школы - слишком новаторским.
Композиция в черных тонах № 5
Иногда ему удавалось выставить свои работы в Салоне Отверженных, где выставлялись непризнанные Парижским салоном художники, со временем составившие славу французского искусства. В 1858 году Уистлер опубликовал серию из 12 гравюр, названную "Французской сюитой". Это принесло ему определенную известность. Но в 1859 году его работы на вернисаж не принимают... Дважды отверженный Уистлер уезжает в Лондон.
За роялем
В Лондоне поначалу благосклонно встречают обиженного французами художника. Он выставляет свои работы в Королевской академии художеств, причем здесь экспонируется даже полотно "За роялем", отвергнутое в Париже. Восточные мотивы, которыми художник увлекся в конце 1850-х годов, англичанам тоже понравились. Уистлер не пытался стилизовать свои работы под японские гравюры, он просто широко обыгрывал восточные товары, в большом количестве поставлявшиеся с середины 19 века в страны Европы: фарфор, шелка, веера, вышитые кимоно и т.д. Это было модно, экзотично и изящно; английская публика хорошо принимала такие картины. Позже это направление в живописи назвали "японизм".
Принцесса из страны фарфора
Каприз в пурпурном и золотом. Золотая ширма
Увы, в 1862 году Королевская академия художеств отказалась экспонировать картину художника "Симфония в белом № 1". На следующий год Уистлер попытался предложить ее Парижскому салону и тоже получил отказ. Тогда художник вместе с Мане, Курбе и другими мастерами, чьи работы не прошли жюри Парижского салона, договаривается с Салоном Отверженных и отдает полотно на вернисаж.
Симфония в белом № 1. Портрет девушки в белом
Разразился страшный скандал. На выставке Салона Отверженных 1863 года самой жесткой критике подверглись "Завтрак на траве" Мане и "Симфония в белом № 1" Уистлера. Картины назвали грубыми, незавершенными и вообще объявили мазней. Уистлер не отказался от своей манеры письма, хотя неуспех его больно ранил.
Симфония в белом № 2. Портрет девушки в белом
Симфония в белом № 3
Работая над портретами, художник добивался тщательной прорисовки деталей, искал нужное выражение лица, глаз, улыбки или капризного изгиба губ. Знаменитый портрет Сесили Александер он писал очень долго. Ему потребовалось 70 сеансов позирования, и Уистлер совсем замучил свою маленькую модель. Зато девочка на портрете получилась живой и обаятельной.
Гармония в сером и зеленом. Портрет мисс Сесили Александер
Картины Уистлера заметно отличались от работ прерафаэлитов, с которыми он хотел сблизиться. И то, что он был американцем, тоже не добавляло к нему симпатий со стороны английских художников (хотя участники Братства прерафаэлитов по своему происхождению были вполне интернациональны). Особое раздражение он вызывал у художественного критика Джона Рёскина, обосновавшего теоретические принципы прерафаэлитов.
Ноктюрн в сером и золотом. Снег в Челси
Когда Уистлер в 1878 году выставил в галерее Гросвенор, где выставлялись прерафаэлиты, свои пейзажи, названные "Ноктюрнами", противостояние перешло в открытую фазу. Среди работ Уистлера был "Ноктюрн в темном и золотом. Падающие огни" (иногда название пишется как "Падающая ракета"), на котором изображались огни фейерверков, рассыпающиеся над ночной Темзой. Стоимость картины была обозначена скромно - 200 гиней.
Ноктюрн в темном и золотом. Падающие огни
В отзыве о выставке Рёскин писал: "...Ради блага мистера Уистлера, а также в целях защиты покупателей, сэр Котт Линдсей [владелец галереи] обязан не допускать в галерею работы малообразованного тщеславца, воображающего себя художником, который занимается откровенным надувательством. Я сталкивался лично и много наслышан о наглости кокни [простолюдинов], однако я никогда не ожидал увидеть самодовольного шута, который запросил 200 гиней за то, что плеснул из ведра краской в лицо публики". Предтечу авангарда в Уистлере никто не видел; впрочем, никто и не догадывался, что такое художественное явление в скором будущем зародится, и публика будет весьма благосклонно воспринимать "выплеснутые ведра краски". Возмущенный разносом художник подал на критика за клевету в суд и после долгих разбирательств выиграл процесс.
Симфония в розовом и голубом
Увы, компенсация, которую присудили Уистлеру, оказалась символической, а большие судебные издержки разорили его. Имущество художника было описано и распродано с молотка. С очередной душевной раной Уистлер уехал в 1879 году в Италию и более года провел в Венеции.
Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции
Работы, выполненные Уистлером в Венеции, неожиданно благосклонно были встречены критикой и публикой.Это спасло художника от полного обнищания и несколько восстановило его репутацию в Англии. Но для Италии такая манера живописи была непривычной. Уинслер снова выступал в роли чудаковатого иностранца.
Гармония в голубом и серебряном. Лагуна в Венеции
В 1880 году Уистлер вернулся из Венеции в Лондон. Художественные вкусы быстро менялись. Импрессионизм стал модным течением, а то, чем недавно восхищались, теперь казалось архаичным. Уистлера с его непривычно-авангардными работами приглашают участвовать в выставках во Франции и других странах, включая и США. Его признают... После стольких лет мучений художник наконец чувствует себя популярным. В 1884 году ему предлагают стать членом Общества английских художников, а через два года даже избирают на пост председателя Общества. Его картины, которые годами никто не покупал, постепенно уходят в коллекции лучших музеев.
Композиция в сером и черном. Портрет матери художника
"Портрет матери художника", написанный в 1871 году, двадцать лет спустя приобретает Лувр (в настоящее время работа экспонируется в музее Орсэ). А злополучные "Падающие огни" уходят в Америку за сумму, в четыре раза превышающую ту, что была запрошена на вернисаже Гроссвенор. Уистлер требовал, чтобы об этом непременно сообщили Рёскину...
Обобщив свой печальный опыт, Джеймс Уистлер в 1890 году выпустил довольно остроумную книгу "Изящное искусство создавать себе врагов" с собственными иллюстрациями.
Скончался он в 1903 году и был похоронен в Лондоне, где его так поздно, но все-таки признали.
Композиция в серых тонах. Автопортрет