Работа над сценарием фильма "Семнадцать мгновений весны" началась в 1969 года, еще до того, как приключенческий роман Юлиана Семенова, ставший его основой, вышел из печати. В 1971 году съемочная группа приступила к работе, в августе 1973 года двенадцатисерийный фильм вышел на экраны...
Вроде бы торопились, но съемки фильма все равно растянулись надолго. И одним из самых сложных вопросов оказался вопрос подбора актеров на главные и просто значительные роли в фильме. Большинство актеров могут похвастаться блестящим попаданием в образ, но удалось это не сразу.
Леонида Куравлева пробовали на роль Гитлера, но сыграл он немецкого офицера Айсмана...
Сыграть Гитлера мог и Леонид Броневой (слева проба Куравлева, справа Броневого в гриме фюрера), но ему досталась роль шефа гестапо Мюллера, с которой Броневой блестяще справился. А Гитлера воплотил немецкий актер...
Однако роль Мюллера досталась Броневому почти случайно. Планировался на эту роль Всеволод Санаев...
Но Санаев категорически отказался играть "фашиста", ему были привычнее образы советских офицеров и генералов... Да и трудно было человеку, потерявшему в годы войны двухлетнего сына, искать в образе врага человеческие черты.
На роль радистки Кэт была утверждена Ирина Алферова, но из-за заграничной командировки отказалась от съемок. Екатерина Градова, сыгравшая эту роль, была на пять лет старше Алферовой и не казалась юной, наивной комсомолкой, работавшей в тылу врага. При этом образ Кэт Градовой удивительно удался и стал ее лучшей ролью в кино.
Впрочем, фильмография у Градовой небольшая, она снялась всего в четырех фильмах, будучи театральной актрисой...
Но труднее всего было подобрать исполнителя роли Максима Максимовича Исаева, Штирлица...
Эту роль могли бы сыграть Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже... Арчил Гомиашвили, прославившийся исполнением роли Остапа Бендера. Кстати, его кандидатуру отстаивал сценарист фильма писатель Юлиан Семенов. Но Гомиашвили так и не утвердили...
Смоктуновский отказался от роли сам, узнав, что работа над фильмом будет длиться долго, как минимум два года. Артист был очень занят в театре - спектакли, гастроли, репетиции... При этом постоянно отлучаться на съемки, часть которых проходила в Германии, ему было сложно.
Остальные претенденты были очень даже не против такой интересной роли... Но утвердили на роль Штирлица Вячеслава Тихонова.
Он умел играть на крупных планах, без слов, и даже без закадрового голоса Копеляна, произносившего авторский текст, и удерживал напряженное внимание зрителя в этих "паузах". А таких сцен было много, и даются они далеко не каждому артисту...
К тому же Тихонов уже имел опыт ношения немецкой формы, сыграв в фильме "Жажда" советского моряка, который в форме и с документами гитлеровского офицера отправляется с заданием за линию фронта...
И выглядел он в немецкой форме вполне органично, что тоже дается не каждому актеру.
Например, Рутгер Хауер, талантливый актер с вполне арийской внешностью, в американском фильме "Фатерлянд" казался нелепой пародией на немецкого офицера...
Хауер (справа) в роли штурмбанфюрера СС Марша
А у Арчила Гомиашвили был шанс сыграть Мюллера, у него обнаружилось большое внешнее сходство с историческим персонажем. Броневой был непохож на Мюллера внешне, но его исполнение роли стало большой удачей.
А Штирлиц-Тихонов на долгие десятилетия оказался народным героем в нашем отечестве...