Где находятся утраченные шедевры Эрмитажа

May 28, 2020 12:24



В конце 1920-х годов советское правительство, испытывая недостаток в иностранной валюте для оплаты растущих долгов при покупке техники и строительства заводов, решило пополнить бюджет распродажей музейных коллекций. В начале продавали не самые известные полотна, но в 1930 году было принято роковое решение начать продажу шедевров первого ряда.

Картины разошлись по всему миру, но самые лучшие из них были приобретены американским банкиром и дипломатом Эндрю Меллоном. Именно Меллон стал инициатором создания американской художественной галереи по образцу Национальной галереи в Лондоне.Меллон завещал свои картины правительству США. После его смерти они вошли в собрание Национальной галереи искусства в Вашингтоне. На сегодняшний день Национальная галерея обладает одним из самых больших и значительных собраний произведений искусства в мире и я собираюсь сделать серию статей о ней, но начну с тех картин, которые были утрачены.

Материалы о продаже произведений искусства из советских музеев начали публиковаться еше в конце 80-ых, но доступ в архивы для исследователей долгое время был закрыт, и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и директор ГМИИ Ирина Антонова предпочитали сами публиковать свои материалы.

Государственный Эрмитаж, Музейные распродажи 1928-1929


Шарден, Карточный домик, 1737



Рембрандт, Портрет польского дворянина, 1637

Как можно было продать такую красоту? Это выше моего понимания...



Тициан, Венера перед зеркалом, около 1555-го года

Франс Халс, Портрет члена Гаарлемской городской гвардии, 1636-1638.



Рембрандт, «Женщина с гвоздикой» (сейчас атрибутируется как работа мастерской), 1656



Рембрандт, Девочка с метлой, 1646

Хотя основной пик продаж приходится на 1928-1930 годы, начались они значительно раньше. В 1926 году предметы искусства из Эрмитажа стали продавать на аукционах...внутри страны! В разгар НЭПа
новый нарождающийся класс стал тратить деньги не только на кутежи в ресторанах, но и на произведения искусства. Кое-что покупали на аукционах и иностранцы. С новым классом довольно быстро разобрались, а часть конфискованных предметов искусства даже вернулась в музей.Продажами картин за рубежом потери Эрмитажа не ограничивались. М.Б.Пиотровский с болью пишет, что "власти заставляли передавать часть собрания в другие российские музеи, якобы пострадавшие от имперской политики России.
В первом ряду получателей эрмитажных шедевров (действительно шедевров) были "московские коллеги".Это позволяет взглянуть под нескольком другим углом на известный конфликт между Ириной Антоновой и Михаилом Пиотровским. Ушедшие в Москву картины оказались в том числе и в ГМИИ, и возвращать их в обмен на импрессионистов Антонова явно не собиралась. Так что, у Михаила Борисовича к "московским коллегам" были и без импрессионистов старые претензии.



Рембрандт, Портрет человека восточном костюме, 1632



Диего Веласкес, Портрет папы Иннокентия Х, около 1650


Ван Дейк, Портрет Изабеллы Брандт, 1610
Часть картин из собрания Меллона в экспозиции отсутствовала, они или
находились в запасниках, или участвовали в выставках, в которых музей
широко участвует. Привожу их в репродукциях, найденных на сайте музея.



Ван Дейк, Портрет фламандской дамы, 1618

Эта картина скорее всего находится в запаснике. В зале с картинами Ван
Дейка выставлено несколько таких дам, трудно отличимых друг от друга.
Варьируется толлько предмет в руках, иногда это веер, иногда небольшая
шкатулка или платочек.



Ханнеман, Портрет Генри, герцога Глостерского, 1653



Рембрандт, Иосиф, обвиняемый женой Потифара, 1655



Ван Дейк, Портрет епископа Брюгге Антониуса Триеста, 1627 (находится в Хьюстоне)



Ян Ван Эйк, Благовещение, 1434-1436
Еще две работы Ван Эйка, диптих "Распятие" и "Страшный суд" были
проданы нью-йоркскому Метрополитен-музею. Больше работ ван Эйка в
Эрмитаже не осталось...



Перуджино, Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной, 1482 - 1485



Рафаэль, Мадонна Альба, 1511

Деятельность Агентства "Антиквариат", и особенно его зарубежные операции все еще ждут своего исследователя, все архивы агентсва остаются закрытыми. Частые поездки за границу, "особые" отношения с антикварами развращали его сотрудников, картины продавались по демпинговым ценам. К чести Эндрю Меллона, он не искал обходных путей и покупал картины практически по их рыночной стоимости. За картину "Мадонна Альба" Меллон заплатил рекордную по тем временам сумму, 1 166 400 долларов. В
современных ценах это соответствует 36-ти миллионам долларов.
Один из первых аукционов проходил в Берлине. А.Н. Бенуа писал С.П. Яремичу:
"...Хорошие там были вещи, и слава Богу, если лучшие из них уже имеют билет на атлантические путешествия. Хорошие вещи тянутся туда, где люди настолько умны, что сохранили деньги, на которые их можно купить.
"Кончил "Антиквариат" плохо, большинство его сотрудников стали жертвами сталинских репрессий...



Пааоло Веронезе, Нахождение Моисея, 1570 -1575



Ван Дейк, Портрет Филиппа, лорда Уортона, 1632



Ван Дейк, Портрет Сюзанны Фоурмент с дочерью, 1621

В истории с продажей картин остается еще много неизвестных страниц, но похоже они так и останутся неизвестными:"По информации, поступившей от старшего научного сотрудника Эрмитажа
Алексея Ларионова, в апреле этого года в ходе проверок, проводившихся представителями Минкульта и «другого ведомства», были изъяты и запрещены к продаже сборники архивных документов, содержащие информацию о произведениях искусства, проданных властями СССР за границу в 1920-1930-х гг., а также соответствующие архивные дела. Ряд сотрудников был обвинен в публикации секретных документов. Аналогичные операции были произведены в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее.

Тревога в Эрмитаже

Эрмитаж, ГМИИ и Исторический музей официально опровергают эти сообщения...То что произошло, безусловно было трагедией, но картины не исчезли в небытие, они попрежнему являются частью мирового культурного наследия и попрежнему радуют любителей искусства. В тот день когда я был в музее, там можно было встретить туристов из всех стран мира, в том числе и из России.



Вашингтон - Санкт Петербург

источник: "Дзен" Владимира Медникова

Автор статьи - хорошо знакомый многим в ЖЖ блогер virginian, большой знаток и ценитель искусства. Теперь он есть и на Дзене.

Эрмитаж, портреты, живопись, Санкт-Петербург, музеи, США

Previous post Next post
Up