Какой мы представляем актрису Валентину Токарскую?
Чудаковатой допотопной старушкой из спектаклей Театра Сатиры, попавших в 1970-х на пленку и мелькающих порой на экранах ТВ?
Или наглой и зловещей Черной Магдой, надзирательницей концлагеря, внедренной после войны в СССР в качестве резидента западных разведок, из сверхпопулярного в 1950-х годах фильма "Дело №306"?
Других ролей в кино у нее практически нет...
Между тем, Токарская когда-то была в числе настоящих звезд и первых московских красавиц, разбивших немало мужских сердец. Но ей досталась очень сложная эпоха, безжалостно ломавшая судьбы людей.
Валентина Токарская родилась в 1906 году в семье провинциального актера, скитавшегося по разным городам и театрам с гастрольными поездками. Ее матерью была "русская немка" - отца как-то занесло в небольшой городок, населенный преимущественно выходцами из Германии, где он влюбился в немецкую барышню и немедленно сделал ей предложение. Правда, обвенчаться влюбленные не успели - жениху неожиданно посулили ангажемент в Петербурге, и он срочно сорвался в столицу. Невеста, почувствовав признаки "интересного положения", не менее стремительно отправилась следом за ним и молодые повенчались, пригласив в шаферы известных столичных актеров.
Однако, на петербургской сцене у отца что-то не получилось, он снова отправился скитаться по провинциальным театрам, теперь уже вместе с беременной женой. Валентина родилась в Одессе.
В конце концов, семья перебралась в Киев, где и прошло детство Валентины. Ее отдали в известную Фундуклеевскую гимназию (где давали очень приличное образование девочкам из семей со средним достатком) и одновременно в балетную школу.
В балете Валя показывала большие успехи, однажды ей даже доверили выступать перед вдовствующей императрицей (в годы Первой мировой войны императрица Мария Федоровна перебралась в Киев).
Роковой 1917 год пришел, когда Валя едва достигла подросткового возраста. Вскоре началась и Гражданская война... Власть в Киеве менялась постоянно - то немцы, то красные, то белые, то зеленые, то петлюровцы... При этом постоянно шли грабежи и погромы, лилась кровь, жить было страшно и тяжело. А для Вали все сложилось еще тяжелее, чем для многих других - отец неожиданно оставил семью и перестал интересоваться судьбой бывшей жены и дочери.
Когда в Киев вошел Деникин, дамы встречали его с цветами и целовали морды лошадей деникинской кавалерии, так все надеялись на возвращение прежней жизни. Но увы, ничего не вернулось. А Вале пришлось рано повзрослеть.
В 14 лет Валентина устроилась в кордебалет Киевского театра и со своим крошечным жалованием стала главой маленькой семьи.
Подруга матери пригласила их в Ташкент, считавшийся в те времена "городом хлебным". Там было гораздо спокойнее и сытнее. И Валя с мамой отправились в далекое путешествие по всей стране...
Ташкент считался городом культурным и театральным - еще до революции туда был отправлен в ссылку один из великих князей Дома Романовых, который на свои средства построил в городе театры, варьете, клубы, синематографы... Валентина нашла место в балетной труппе Ташкента, но, увы... балетным примам юная дебютантка, которой отдавали их роли, встала костью в горле, и путем интриг Валю они из театра выжили.
Пришлось устроиться в варьете и подготовить несколько эстрадных номеров, хоть и основанных на классическом балете, но имевшим свою специфику. Восточные танцы, чардаш, цыганская пляска имели такой успех, что публика стала вскоре ходить "на Токарскую".
1925. Валентине 19 лет...
От одиночества и неприкаянности Валентина вышла замуж за оперного певца из местной труппы. Тот постоянно находился на гастролях, но материально ее поддерживал и оплачивал уроки музыки, пения и танцев для юной жены, стараясь вылепить из нее большую актрису. Он даже благодаря своим связям сумел устроить ее в Москве в Театр оперетты. Но для себя места в московских театрах найти не сумел, супруги надолго расстались и брак в конце концов себя исчерпал... "Разведенная женщина" - с горькой иронией записала в дневнике Валентина. Ей было всего 20 лет, а за спиной уже столько пережитого - войны, беды, потери, скитания...
В Москве карьера Валентины пошла в гору и вскоре она стала звездой Мюзик-холла, так остроумно описанного Булгаковым под названием Театра Варьете.
Как поющая и танцующая актриса она обратила на себя внимание знаменитого режиссера Якова Протазанова, который предложил ей главную роль в новом фильме "Марионетки". Ее героиня тоже была звездой Мюзик-холла, только в некой вымышленной стране, пела, танцевала, крутила романы, то есть делала то, что хорошо удавалось Валентине и в жизни... Ее роль, да и сам фильм-памфлет носили откровенно пародийный характер - от песенки про далекую счастливую страну Парагвай до образа дивы в цилиндре с перьями, шутливо отсылающего к Марлен Дитрих.
Токарская на экране себе страшно не понравилась, но фильм имел бешеный успех и она объездила с ним весь Союз. Однако других ролей в кино не последовало, а те фильмы с ее участием, что начинали снимать, по каким-то причинам закрывали.
Актриса в "Марионетках" со своим партнером по Мюзик-холлу Сергеем Мартинсоном
В 1934 году в Мюзик-холле состоялась громкая премьера: спектакль-ревю "Под куполом цирка"; по этой пьесе был позже снят фильм "Цирк". Роль американской циркачки (изначально ее звали Алиной) была написана авторами - Ильфом, Петровым и Катаевым - специально "под Токарскую".
Успех был оглушающий, раз за разом спектакли шли с полным аншлагом, так же проходили и гастроли. На "Куполе" побывала вся творческая элита Москвы во главе с Максимом Горьким.
Александров и Орлова также бывали на спектакле регулярно. Потом Орлова откровенно воспроизвела в фильме ряд актерских находок Токарской. Это добавило Валентине обид: мало того, что режиссер отдал ее роль своей жене, мало того, что безжалостно переписал сценарий, выбросив из диалогов все острые шутки и добавив побольше официоза с краснознаменными маршами, так еще и мелкий плагиат - пощипала Орлова чужую роль. Ильф, Петров и Катаев в знак протеста потребовали, чтобы их имена были сняты из титров!
Впрочем, эта неприятность не показалась Валентине убийственной. Она много работала, исполняла главные роли в Мюзик-холле, а когда театральный сезон в Москве завершался, уезжала на гастроли на Юг. Выступала она не только с эстрадными музыкальными и танцевальными номерами, но и как джазовая певица с популярными джаз-бандами.
Кадр из фильма "Марионетки"
Валентина наконец, смогла себе позволить жизнь состоятельной дамы - она шила наряды у лучших и дорогих портних, носила модные шляпки, наняла машину с шофером, который возил ее по городу по всем делам. Конечно, у нее случались романы, но все увлечения были несерьезными и быстро заканчивались - ее мысли и чувства были прежде всего отданы работе. Однажды она даже почти случайно, шутя вышла замуж. На гастролях в Баку горячий поклонник сделал ей предложение, все было похоже на шуточную игру и она сама не поняла - как оказалась в ЗАГСе. Однако долго играть роль "восточной жены" не смогла и сбежала обратно в Москву.
Между тем, ее подстерегала новая беда - в 1936 году Мюзик-холлы, как нечто безыдейное и даже буржуазное, попали под опалу и их почти одновременно закрыли - и в Москве, и в Ленинграде... Но Токарская и тут не пропала, устроившись во вновь созданный Театр Сатиры, где ей опять стали давать главные роли...
Беатриче, "Слуга двух господ", Театр Сатиры, 1941
В тот период у Валентины начался роман с известным московским плейбоем из староарбатской литературно-театральной семьи с забавной фамилией Мускатблит. Генрих Мускатблит был видным адвокатом, хотя его отец, литературный критик и писатель, первый биограф Чехова и интервьюер Льва Толстого, и брат, концертмейстер и режиссер в театре Мейерхольда, относились к творческой богеме и в их квартире на Сивцевом Вражке обычно собирались именитые гости из соответствующего круга.
Адвокат Мускатблит казался таким денди и так охотно брал дела по защите "бывших", что его заподозрили в буржуазности и решили "разъяснить" на комиссии по партийной чистке с целью выгнать из партии и адвокатуры. Но открыв его "дело", члены комиссии обнаружили, что он участник Гражданской войны, получил ранения, награды и именное оружие... Отпустили его с миром, сказав: "Идите, товарищ, работайте!"
Генрих Мускатблит всегда объявлял себя убежденным холостяком, но в Валентину влюбился до безумия и был готов на все. Он решал ее бытовые проблемы, подбирал отрезы на платья, ездил к модисткам забирать ее шляпки, писал ей трогательные стихи из поездок. Токарская с ним сошлась, хотя и не чувствовала ответной большой любви. И оставила его через какое-то время, как оставляла и других мужчин. Она еще не знала, что верный Мускатблит сыграет огромную роль в ее судьбе...
Когда началась война, известные артисты стали выезжать на фронт для выступлений перед бойцами. Отправилась в действующую армию и Токарская с коллегами по театру Сатиры. Шел сентябрь 1941 года. Обстановка была сложная, немецкая армия пошла в танковый прорыв и артисты вместе с частями красноармейцев оказались в окружении. Увидев бегущих по полю гражданских людей, немцы принялись расстреливать их как в тире. Двое артистов погибли, а партнера Токарской Рафаила Холодова ранили в ногу. Валентина, подставив плечо, помогала ему бежать к лесу, чтобы укрыться. Но прежде, чем они добежали, Холодова ранили снова.
Выбиваясь из сил, Токарская дотащила приятеля до укрытия и рухнула без сил - как дальше нести на себе крупного мужчину с двумя ранами, она не понимала. К счастью, когда обстрел стих, показались подводы - местные крестьяне подбирали раненых. Холодова погрузили на подводу и увезли, а обессиленная, ничего не понимающая Валентина осталась одна. Она добрела до деревни, где оказалось, что эти места уже заняли немцы, и теперь они выискивают евреев и коммунистов, сразу расстреливая пойманных...
Рафаил Холодов в 1971 году в спектакле "Море зовет"
Холодов оказался в смертельной опасности - он был евреем, его настоящая фамилия звучала вполне характерно - Цеймах. Токарская кинулась искать раненого партнера, а когда он обнаружился в полубессознательном состоянии, лично уничтожила все его документы, решив выдавать его за донского казака.
Поселились они в каком-то сарае. Лекарств не было, еды тоже... Валентина собирала в лесу какие-то травы, чтобы лечить Холодова отварами, и картошку, оставшуюся в бороздах полей после уборки... Крепкий организм актера победил, и он все же встал на ноги. Приближалась зима и надо было думать, как выживать... Рассеянная бригада артистов собралась и решила, что придется регистрироваться в немецкой комендатуре, чтобы получить разрешение на работу, иначе их ждет голодная смерть.
Комендант поставил условие - либо выступать перед немецкими солдатами, либо концлагерь. Избежать этой чести артистам не удалось... Первый немецкий администратор, сам в прошлом эстрадный артист, относился к труппе по-человечески, за что поплатился и загремел в окопы. Новый начальник воспринимал их как военнопленных.
Когда немцы отступали, они угнали группу артистов с собой на запад. В конце 1944 года Токарская с коллегами оказалась в Берлине. Там их часто использовали в пропагандистских целях, привозя на выступления в лагеря остарбайтеров и снимая репортажи о том, как заботится немецкое командование о культурном досуге угнанных в Германию людей.
Тем временем на Холодова написали донос и он из-за еврейского происхождения попал в гестапо... Токарская билась за его жизнь и лжесвидетельствовала, рискуя оказаться под арестом. Холодова сильно избивали на допросах, но все же в конце концов выпустили - то ли потому, что труппа без него не могла полноценно выступать, то ли потому, что сами гестаповцы понимали - война уже проиграна, и изуверились в своих прежних целях. За трудное военное время Холодов и Токарская очень сблизились и фактически стали мужем и женой.
Когда в Берлин пришли советские войска, для артистов это стало большой радостью. Вскоре Валентина получила письмо от верного Мускатблита - он был счастлив, что она осталась жива, и надеялся на скорую встречу. О том, что и сам воевал и прошел путь от Москвы до Германии, он умолчал.
Артисты до конца 1945 года оставались в Германии, продолжая давать концерты уже по просьбе советского командования, за что им вручили награду - пианино и аккордеон. Инструменты они оставили военному коменданту, выписавшему им билеты в Москву.
Но в Москве Холодов неожиданно равнодушно распрощался с Токарской. Он принял решение вернуться к своей семье.
Для Валентины это стало страшным ударом. А вскоре ее арестовали. То, что ее завербовали в гестапо, доказать следователь не смог, но за "пособничество врагу" Токарская отправилась в ГУЛАГ. Все складывалось очень тяжело - ее определили на общие работы, вытаскивать из реки идущие по сплаву бревна, стоя по пояс в ледяной воде.
Между тем, Мускатблит мобилизовал все связи, чтобы помочь Токарской. Конечно, вытащить ее из лагеря было невозможно. Но сначала Валентину перевели в санчасть санитаркой, а потом на нее, как на известную актрису, пришел запрос из Воркутинского театра, труппа которого состояла преимущественно из заключенных...
Там же обнаружился и Холодов, тоже получивший срок. Но прежних чувств у Валентины к нему уже не было...
На сцене Воркутинского театра. Токарская в роли Нинон исполняет знаменитую "Карамболину" из "Фиалки Монмартра"
Валентину расконвоировали и дали ей пропуск за ворота лагеря, чтобы она могла выходить в город и играть на театральной сцене. Но к отбою нужно было вернуться. После спектаклей она в лютые заполярные морозы неслась по темной дороге несколько километров к лагерным воротам. Овации и цветы исчезали как сон, и ее снова окружал лагерный барак.
Но она была почти счастлива. В Воркуте Токарская сыграла свои лучшие роли и даже сама поставила два спектакля как режиссер.
Однажды она разговорилась с тюремным фотографом, помнившим ее на московской сцене. Это был Алексей Каплер, сценарист, лауреат Сталинских премий, пострадавший за связь с дочерью вождя Светланой. В лагере он был на привилегированном положении (мало ли как могло обернуться дело с несостоявшимся зятем Сталина?). И среди заключенных он пользовался авторитетом - мог сделать им "портрет лица", чтобы послать карточку близким.
У Каплера даже была "фотолаборатория" - оборудованная для портретных съемок и фотодела будка, которая и стала местом их романтических встреч с Валентиной. Каплер умел нравиться женщинам, и Валентина была уверена - она встретила ту великую любовь, которую ждала всю жизнь... А лагерное начальство смотрело на их роман сквозь пальцы.
Сцена из оперетты "Розмари" в Воркутинском театре
Каплера выпустили раньше, чем Токарскую. Он вопреки запрету приехал в Москву и... сразу попытался встретиться со Светланой Сталиной. И получил новый срок.
А Токарская, отбыв наказание, осталась в Воркутинском театре вольнаемной - до Инты, где отбывал новый срок Каплер, было всего... 300 км. И письма доходили быстрее, и была надежда на встречу.
В 1953 году, сразу после смерти Сталина, Каплера выпустили из лагеря, а в 1954 полностью реабилитировали. Они с Валентиной Токарской оформили брак, получили квартиру, купили дачу под Москвой... Вроде бы все налаживалось. Несчастный Мускатблит понял, что ему нечего ждать, и навсегда исчез из жизни любимой женщины.
Токарская же считала этот короткий период лучшим в своей жизни. С ней был любимый человек, она вернулась в свой Театр Сатиры, пусть не на главные роли (возраст брал свое), но все же на столичную сцену...
Но Каплер, преподававший на Высших сценарных курсах, познакомился там со слушательницей, молодой поэтессой Юлией Друниной и с головой погрузился в новое чувство. Он не сразу смог расстаться с женой, но в 1960 году все же оформил развод и женился на Друниной...
Когда он, уже уйдя из семьи, неожиданно позвонил Токарской, она в первую минуту подумала, что Каплер хочет попросить прощения. Но он заявил, что подал в суд на раздел имущества: квартиры, дачи, машины... Валентина от всего отказалась.
Токарская была в те дни близка к самоубийству, но как-то справилась с собой.
Всесильный Пырьев порекомендовал ее на роль в фильме "Дело № 306", сказав: "Для этой роли нужна большая актриса! Обратитесь к Токарской, она недавно вернулась из мест не столь отдаленных и хорошо знает специфику подобных особ".
Дожила Валентина Токарская до 90 лет и очень жалела, что в ее жизни не было фильмов с такими ролями как у Людмилы Гурченко.
Ей довелось пройти сложный путь - в одиннадцать лет она встретила Октябрьскую революцию, а в восемьдесят пять - 1991 год...
Большая удача, что можно посмотреть тот единственный фильм, в котором Токарская осталась навсегда молодой и красивой.
Тем более, и устаревший сюжет неожиданно приобрел актуальные черты - дело происходит в некоем королевстве, граничившем с СССР. Западные воротилы намерены сделать главой этого государства послушного им человека, чтобы превратить маленькую страну в плацдарм для военных действий с Союзом в надежде, что война поможет им уйти от собственного кризиса...
Молодой Мартинсон и красавец Кторов, снимавшиеся в фильме, также заслуживают внимания.
Click to view
Документальный фильм о Валентине Токарской:
Часть 1:
Click to view
Часть 2.
Click to view