Спор славян между собою... Часть 1

Aug 11, 2013 16:38

Вчера в ЖЖ забрела в один журнал, где пообсуждала тему Речи Посполитой. Это подтолкнуло меня выложить очерк об истории русско-польских отношений (я уже касалась как-то этой темы в одной из своих книг). Чтобы осознать всю сложность этих отношений, необходимо заглянуть вглубь веков.



Ян Матейко. Первый Сейм 1182 года

Оставьте: это спор славян между собою,
          Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
          Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
                              Александр Пушкин. Клеветникам России



Польша с древних времен была тем соседом, с которой у России складывались особые отношения. Наверное, с тех самых пор как славянское племя полян расселилось на землях Восточной Европы, и часть полян обосновалась на Висле, где возникло государство Полония или Польша, а часть - на Днепре, где их город Киев вскоре стал столицей Руси. Миграция славян продолжалась и позже - к примеру, племя вятичей, решившее занять верховья Оки и территорию нынешней Московской области, по словам летописцев, было «из ляхов», и их вождь Вятко привел своих соплеменников на новые земли из-под Кракова.



Реконструкция облика вятича, захоронение которого обнаружено в кургане в парке Лосиный остров, Москва

Со временем два родственных славянских народа все-таки обособились друг от друга, и главным водоразделом служила вера. То, что Польша приняла католичество, а Русь - православие, во многом определило формирование двух языков, двух культур и двух национальных характеров. Но генетическая память о близком родстве, пусть неосознанно, но все же жила в умах русских и поляков, хотя приводила порой не к братской дружбе, а к соперничеству и желанию доказать собственное превосходство. Ближайшие родственники и соседи поляки и русские часто вмешивались в дела друг друга и делили собственность, передавая или захватывая города и княжества, и переселяясь то на восток, то на запад. Ярослав Мудрый привез множество поляков вглубь своих владений и населил ими только что основанный город Юрьев-Польский. А польский король Болеслав сватался к сестре Ярослава Мудрого Предславе, но получил отказ. Позже он развязал войну, захватил в плен много русских женщин, включая Предславу, перевез их вглубь польской территории и наконец женился на отвергшей его поначалу невесте. Впрочем, королем Болеслава I провозгласили лишь за два месяца до смерти, до того он именовался князем.Русско-польские браки были популярны не только в княжеских семьях, но и среди простых людей.



Изображение короля Болеслава Храброго на польской монете в 200 злотых

Между тем, Польское королевство крепло, а русские князья увлеклись кровавыми усобицами. Как единое русское государство, Киевская Русь практически распалась в середине ХII века. Раздробленность привела к тому, что на территории Руси появилось около пятидесяти княжеств, продолжавших постоянно дробиться. Киевское, Полоцкое, Галицко-Волынское и другие княжества, исторически бывшие ядром Древней Руси, не только подвергались набегам внешних врагов, но и страдали от внутренних конфликтов. На русских землях шли бесконечные войны. Иные княжества были настолько обескровлены битвами с половцами, а позже - с монгольскими ордами, что полностью обезлюдели. Так земли некогда цветущего Переяславского княжества превратились в Дикое Поле - никем не заселенную степь.
Соседи - Польское королевство и Литовское княжество, расширяя свои пределы, постоянно захватывали и делили земли Древней Руси, поскольку некому было дать им отпор. Начав с ХIII века активное продвижение на восток, польские короли и литовские князья заняли Полоцк, Минск, Киев и все Приднепровье, берега Припяти и Западной Двины… Смоленск, который казался полякам особо лакомой добычей, неоднократно переходил из рук в руки, так как русские князья время от времени пытались его отбить. В 1352 году Польша и Литва разделили между собой исконно русское Галицко-Волынское княжество, считавшееся по своей территории одним из крупнейших государств в Европе.



Королевна Ядвига

Польша и Литва, связанные общими интересами, неуклонно сближались. В конце ХIV века польский престол должна была унаследовать королевна Ядвига. В 1385 году она вышла замуж за великого князя литовского Ягайло (поляки называли его Ягелло), принявшего ради этого брака католичество и отказавшегося от помолвки с русской княжной. Династический брак привел к унии (объединению) Польши и Литвы и воцарению там династии Ягеллонов. Первая уния, построенная на брачной связи правителей, называлась «личной», и время от времени ослабевала, но потом восстанавливалась. Ягеллоны продолжали присоединять к своей державе русские, прусские и тевтонские владения. Представители этого рода распространили свою власть и на другие европейские страны, став королями Чехии и Венгрии.
В 1569 году была заключена Люблинская уния, по которой Польша и Литва объединились в единое государство уже на новых принципах - отныне во главе страны стоял Шляхетский Сейм, наделенный правом избирать короля. Это государство получило название Речь Посполитая (под которым и просуществовало до конца ХVIII века), но в обиходе его по-прежнему чаще называли Польшей.



Люблинская уния, художник Ян Матейко

В период правления Ивана Грозного польские короли постоянно, хотя и с переменным успехом, вели войны с Россией. Например, в 1563 году, еще до заключения новой Унии, Грозному удалось отбить у поляков древний Полоцк, но в 1579 году Стефан Баторий, трансильванский князь, призванный сеймом на престол Речи Посполитой, вернул Полоцк в состав своей державы.
Речь Посполитая стала одним из самых могущественных государств Европы. Однако два обстоятельства осложняли ситуацию в королевстве - насильственное объединение православной и католической церквей на рубеже ХVI и ХVII веков и принудительная «полонизация» непольского населения.
Православных всячески принуждали к переходу в католичество, а те, кто продолжал исповедовать православие, подвергались гонениям. Естественно, в России Речь Посполитую воспринимали как враждебное, агрессивное государство, захватившее исконно русские земли, истреблявшее там православную веру и жаждавшее новых территориальных приобретений, чтобы и там «насадить» ксензов-латинян *. Это наложило свой отпечаток на развитие польско-русских отношений и в ХVI, и в ХVII, и в ХVIII веках.
Польские паны захватили земли на Днепре, объявив их своей собственностью. Население Украины или Малороссии было преимущественно православным, и религиозные конфликты, неизбежное следствие подчинения украинцев католическим правителям, случались практически постоянно. Местные аристократы, потомки древних русских княжеских и боярских родов сопротивлялись полонизации. Но и среди них начался раскол. Такие знатные семьи, как Острожские, Вишневецкие и другие, приняли польские обычаи, веру и язык и встали на сторону короля, а, к примеру, Трубецкие и Оболенские предпочитали изгнанье и переселялись в Россию.
Сделать выбор - покинуть родные места или склониться перед польским королем - были готовы не все. Те, кто не желал признавать власть короля, но и родину бросить не мог, брали в руки оружие. На Украине сформировалась новая грозная сила - казаки. Самые отчаянные люди - крестьяне, горожане и даже украинские шляхтичи, тяжело переносившие гнет польских магнатов, перебирались на юг, в вольные пограничные степи, и устраивались там на жительство. Таких вольных переселенцев стали по-татарски называть казаками («свободными людьми, бродягами»). Сформировалась казачья община под названием Запорожская Сечь. Боеспособные казаки были организованы в сотни, и на общем собрании выбирали себе командиров - сотников, атаманов (полковников), и верховного командующего - гетмана, которые олицетворяли и военную, и гражданскую власть в казачьих поселениях.



Польский кавалерист и казак

Польский король, не сумев пресечь движение «оказачивания» православного населения и формирования вольного войска, попытался сделать казаков своими служилыми людьми. Было объявлено, что казаки на службе у короля охраняют границы Речи Посполитой. Их даже поставили на довольствие, выдавая денежное жалование, порох, хлеб и амуницию. Но казаки почти не повиновались королю, вели собственную политику и пребывали в состоянии вражды с польско-литовской верхушкой, что приводило к вооруженным конфликтам. В 1590-х годах в Малороссии развернулась настоящая казачья война под руководством атаманов Косинского и Наливайко. Подавить казацкий мятеж королю удалось только в начале ХVII века.
Польские магнаты решили сделать более тонкий ход в борьбе с православием, как идеей, объединявшей народ на захваченных ими территориях. В 1596 году в Бресте был созван церковный собор, принявший Брестскую унию - договор о создании объединенной православно-католической Униатской церкви. Униаты признавали своим главой Папу Римского, строили церковную жизнь на католических догматах, однако язык богослужения был церковно-славянским. Это рассматривалось как очередной шаг к полному введению католичества на всей территории Речи Посполитой. На православных землях было выстроено сто костелов, при этом возведение православных церквей было запрещено.



Ян Матейко. Проповедь Скарги (Брестская уния)

Иезуиты, представлявшие самое одиозное крыло католичества, развернули активную деятельность в Белоруссии и на Украине. Они открыли бесплатные академии, училища и школы, где не только преподавали иностранные языки, философию и логику, но и внушали юношеству преданность католическим идеям. Молодые поколения украинцев и белорусов, обученные иезуитами, стали забывать родной язык. Чтобы противостоять натиску иезуитов, православные верующие объединялись вокруг церквей и монастырей, не принявших Унию, создавали свои религиозные братства, строили школы, печатали книги на кириллице.

* Поскольку католическая служба ведется на латыни, многим православным христианам, привыкшим молиться на родном языке, она казалась чем-то чужим и чуждым.

Продолжение следует.

Речь Посполитая, Древняя Русь, Польша, зарубежная история

Previous post Next post
Up