Послания Распутина

Aug 06, 2013 17:43

В обществе уже почти столетие бытует версия, что в период Первой мировой войны Николай II полностью находился под влиянием Распутина и командовал армиями по его указке. Это, мягко говоря, спорно. Александра Федоровна действительно оказалась в сильной зависимости от старца, но лишь потому, что верила - он способен облегчить страдания ее больного сына. Как любящая мать, на руках у которой несколько раз ее обожаемый ребенок едва не умирал, она готова была верить во что угодно, да и нервы ее после бесконечного стресса были не в лучшем состоянии.
Но мог ли Распутин "руководить" действиями императора, когда тот вступил на пост Верховного главнокомандующего? Напомню, что в программу обучения цесаревича Николая входил полный курс дисциплин Военной академии Генерального штаба, который он осваивал под руководством лучших военных профессоров.



Николай II на позициях

Изначально пост Главнокомандующего занимал великий князь Николай Николаевич. В армии он был очень популярен, но ошеломляющих побед было мало. Напротив, за первый год войны, к лету 1915 года Россия позволила врагу оккупировать свои западные окраины. И это было воспринято как ошеломляющий провал (то, что за короткий срок можно дать врагу продвинуться до окраин Москвы, позволить ему окружить Петербург и вести бои на берегах Волги, рассказывая при этом о гениальности военачальников, даже не приходила никому в голову). Чтобы спасти положение, Николай II сам занял пост Главнокомандующего.

Отступление 1915 года продолжалось до середины сентября, только в те первые недели, пока император, вступивший в должность Верховного главнокомандующего, принимал дела. А потом… Было ли это стечением обстоятельств, или результатом деятельности лично Николая Александровича на новом посту, но через три недели после вступления государя на высокий пост положение на фронте стабилизировалось.
Очень может быть, что, прибыв в Ставку, Николай «свежим взглядом» ухватил все слабые места, которые надо было срочно ликвидировать. Или просто «победительный резерв» Германии был на тот момент исчерпан… Люди, хорошо знавшие Николая, удивлялись и не верили сами себе - неужели под деликатным руководством государя армия может одерживать победы? Неужели это не случайность? Долго ли это продлится? Французский посол Морис Палеолог писал в те дни:
«Начало деятельности императора в качестве Верховного главнокомандующего ознаменовалось объявлением о блестящем успехе, которого добилась Южная армия в сражении с немцами при Тарнополе. Сражение продолжалось пять дней вдоль побережья реки Серет, русские трофеи включают в себя 17 000 пленных и около сорока орудий.
Этот поворот судьбы, совпавший со сменой Верховного главнокомандующего, вызвал ликование в стане врагов великого князя Николая. Боюсь, что это их ликование не будет продолжительным, так как на остальной линии фронта, особенно в Литве, натиск немцев с каждым днем усиливается».

Несмотря на стабилизацию линии фронта, обстановка оставалась тяжелой. Россия, сумевшая закрепиться на линии Рига - Пинск - Тарнополь (Тернополь) - Черновцы, потеряла 15 дальних западных губерний. Урожай на оккупированных землях остался неубранным и поступил в распоряжение врага. В это же время массы беженцев, спасавшихся от оккупации, устремились в центральные районы страны. Положение с продовольствием осложнилось...



Распутин в это время не оставляет своим вниманием императора, как, впрочем и императрицу - если ему приходится пребывать вдали от них, он засыпает их телеграммами с наставлениями и поучениями. В день, когда Николай Александрович принял на себя верховное командование армией, «Друг» порадовал императорское семейство следующей сентенцией:
«Не волнуйтесь, хуже ждать все худое уже свершилось. Святой Никола обрадовал, путь указал, живите этим». (Покровское - Царское Село. 21 августа 1915 г.)
Видимо, на это «мистическое откровение» и ссылалась Александра Федоровна, когда писала мужу: «Все к лучшему, как говорит наш Друг, худшее позади…»
Николай Александрович вместо поздравления был удостоен личного наущения: «Не смотря на волны бурю что тя смущает, Царь Давид кротко со смирением победиша яростно вознесся, Никола прославил радостью сердце твое, сотворишь чудо, дает геройство и смелость, крепко надейся. Радуйся там что вся толпа вопли его ангельские звуки». (Покровское - Царское Село. 21 августа 1915 г. Его Величеству).
В том же духе «Божий человек» продолжал и дальше: «Не опадайте в испытании прославить Господа Своим Явлением». (Покровское - Царская Ставка. 7 сентября 1915 года. Его Величеству).
Странно, что некому оказалось задать Распутину по поводу этого послания сакраментальный вопрос: «Мужик, ты сам-то понял, чего сказал?»
«Свет возгорается, луч Покрову возсияет над главами вашими. На Кавказе солнца мало *». (Тюмень - Царская Ставка. 12 сентября 1915 года. Его Величеству).
Видимо, это намек на местопребывание опального великого князя Николая Николаевича, который был отправлен руководить русскими войсками на Кавказе.
«Все дни ожидаем на кедры ливанские перенесены плода победы, крепка надежда на то». (Тюмень - Царское Село. 24 сентября 1915 года. Его Величеству).
«Не ужасайтесь коварной техники, милость Божия твердыня наша. Слово крепкое твое победит все. Рука твоя для всех есть меч». (Петроград - Царская Ставка. 7 октября 1915 года. Его Величеству).
«Невысказанно обрадован - Свет Божий светит над вами, не убоимся ничтожества». (Петроград - Царское Село. 10 января 1916 года. Александре Федоровне).
«Благословение Божие на нас и успехом с нами успех Божий, с нами и горы повинуются и у врагов наших безумие в сердцах, очах туман без сомнения радость победа. Обижаюсь маленьком неудовольствии небольшом недоразумении. Что то стоят на мне создают, не надо». (Петроград - Царская Ставка. 12 марта 1916 года. Его Величеству).
Даже маленький Алексей не был оставлен вниманием «старца»:
«С днем Ангела! Твой день Ангела радует небо и землю. Чтимое войско светозарными лучами осветило тебя милого добровольца. Верим что слава армии и прославит тебя. Крепость духа их сильна, гони столп непоколебимый, молва и распря перед нами ничто, их звуки «Ура» свеча от земли до небеси. В этом свете никогда не будет тьмы». (Петроград - Царская Ставка. 5 октября 1915 года. Алексею Николаевичу).
Александре Федоровне эти неграмотные послания, не содержащие ничего, кроме расхожих сентенций, представлялись божественным откровением. «Нет, слушайся нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои, - писала она мужу. - Бог недаром его нам послал, мы должны обращать больше внимания на его слова - они говорятся не на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы!..»
И до сих пор почитатели Григория Распутина уверяют, что в его посланиях содержатся гениальные пророчества и некий сакральный смысл, надо лишь уметь его видеть, но… Читая послания Распутина в Царскую Ставку его императорскому величеству, понимаешь насколько преувеличивала и преувеличивает молва влияние «старца». Те, кто утверждает, что Распутин наставлял императора и внушал ему, как следует руководить фронтами мировой войны, явно не читали «стратегических установок» Друга про кедры ливанские…


Распутин, Дом Романовых, Николай II, история России, Первая мировая война

Previous post Next post
Up