Вера Холодная

Mar 08, 2013 18:19

Есть звезды, которые не гаснут. К числу этих имен можно отнести и имя звезды немого кино Веры Холодной. Сто лет назад ее имя было у всех на устах, но и сейчас ее помнят, хотя уцелела лишь малая часть фильмов, в которых актриса снималась.



Родители будущей звезды Веры Левченко были москвичами, но отец, получив диплом Московского университета, уехал учительствовать в Полтаву, руководствуясь самыми возвышенными идеалами просветительства. Мать, выпускница института благородных девиц, последовала за ним. В Полтаве в 1893 году у молодых супругов родилась дочь Вера, а через полтора года вторая дочь Надя. Вскоре в Москве умер дед девочек, и овдовевшая бабушка попросила дочь и зятя вернуться домой, чтобы быть всем вместе. В раннем возрасте девочки получали домашнее образование, а в 10 лет Веру отдали в гимназию. Гимназисткой Вера попала в Большой театр и "заболела" балетом. Ее единственной мечтой отныне стало балетное училище. Родители были против, но, чтобы не травмировать детскую психику, отвели дочь в училище на просмотр. Они были уверены, что Веру не примут, она была полновата, но девочка блестяще выступила перед экзаменаторами и поступила.




Проучиться ей довелось всего год - бабушка была в таком отчаянии, что Вера занялась столь "безнравственным делом", что пилила родителей до тех пор, пока они не забрали дочь из училища. Вера вернулась в гимназию. Вскоре ее отец скончался от воспаления легких. Мать, ожидавшая третьего ребенка, была в таком отчаянии, что Вере пришлось взять на себя заботу о ней, о бабушке, о сестре Наде, а потом и о новорожденной Соне. Конечно, семья была достаточно состоятельной, чтобы держать прислугу, но Вера понимала, что на чужих людей не во всем можно положиться, и ощущала себя хозяйкой дома.



В 1908 году девушка увидела на сцене Комиссаржевскую, приехавшую в Москву на гастроли, и тут же решила стать драматической актрисой, раз в балет ее не пустили. Вера увлеклась любительским театром, но мечту о театральной карьере ей так и не удалось воплотить в жизнь. На выпускном балу в гимназии она познакомилась со студентом Владимиром Холодным и вскоре, несмотря на возражения родных, боявшихся ранних, скоропалительных браков, вышла за него замуж. Ее муж готовился стать юристом, но главным увлечением для него были автомобили. В начале ХХ века это считалось модным и чрезвычайно прогрессивным. Владимир Холодный был одним из первых автогонщиков в России и на собственные средства издавал журнал "Ауто" ("Авто"). Вера нередко сопровождала его в автопробегах, супруги не раз попадали в аварии и были на волосок от гибели, но все обходилось.


В 1912 году Вера родила дочь Женечку. Роды прошли тяжело, она долго болела. Врачи не советовали ей больше рожать, но супруги Холодные и представить не могли, что у них будет только один ребенок. Когда дочери исполнился год, они усыновили еще одну девочку. Став матерью, Вера отказалась от автопробегов, посвятила себя семье, а для отдыха иногда выбиралась в театр или в "синематограф". К тому времени российские кинематографисты уже перехватили эстафету у иностранных, в Москве и Петербурге открылось несколько частных киностудий, и в прокат выходило все больше и больше отечественных картин.  Вера, которую всегда тянуло к искусству, в 1914 году решилась принять участие в кинопробах, но началась война, и фильм, в котором она мечтала сниматься, так и не был завершен.


Владимир Холодный ушел на фронт, а Вера, тосковавшая по мужу, снова попытала счастья в "синематографе". На студии "Тиман и Рейнгрард" режиссер Владимир Гардин снимал "Анну Каренину" (да-да, первая версия 1914 года!), и Вере выпал шанс мелькнуть на экране в крошечной роли. Режиссер не находил в мадам Холодной таланта. Но один из владельцев студии, симпатизируя дебютантке, дал ей рекомендательное письмо на фирму своего конкурента А.А. Ханжонкова, где режиссер Евгений Бауэр готовился снимать "Песнь торжествующей любви". Вера была необыкновенно киногеничной, и Бауэр понял, что нашел главную героиню. Фильм имел оглушительный успех. Взгляд Холодной буквально завораживал зрителя. Ей сразу же предложили роль в фильме "Пламя неба", а после третьей ленты "Дети века" Вера стала настоящей звездой. Ее портреты продавались по всей стране, их печатали в модных журналах, на рекламных плакатах... Холодная превратилась в "икону стиля". Ее слава затмевала известность оперных певиц, балерин, актрис драмы и великосветских красавиц.


За год Вера снялась в 13 фильмах, преимущественно, любовных мелодрамах. Ее окружало всеобщее обожание. Для фронтовиков она была "платонической возлюбленной" - блиндажи и землянки на линии фронта украшали ее портреты, фотокарточки Холодной военные носили на груди. Летом 1915 года Вера узнала, что муж ранен и находится при смерти в военном госпитале. Бросив все - съемки, близких, дом, она помчалась к Владимиру, практически поселилась в госпитале и, по мнению врачей, вытащила мужа с того света... В Москву супруги вернулись вместе, Владимир получил отпуск по ранению. За храбрость он был награжден Георгиевским крестом и шпагой с золотым эфесом. Как ни цинично звучит, но киностудия не могла и мечтать о лучшем рекламном ходе - муж-герой, которого красавица актриса своей любовью вернула к жизни. Вокруг супругов началась шумиха.


Вера Холодная с мужем
Долго побыть вместе супругам не удалось - Вера уехала на съемки в Сочи, а вернувшись так много работала, что муж ее почти не видел. Не дождавшись окончания отпуска и толком не оправившись после ранения, он снова отбыл на фронт. Вера забылась работой. Фильмы выходили один за другим (впрочем, тогда "фильма" была женского рода). "Жизнь за жизнь" имела такой успех, что билеты купить можно было только по предварительной записи. Месяц за месяцем мелодрама шла в переполненных залах, а поток жаждущих попасть на сеанс все не иссякал. В это время в доме Веры появился Александр Вертинский, молодой, но уже известный эстрадный исполнитель и поэт. Он привез Вере письмо от мужа с фронта и... влюбился. Многие его песни того периода были посвящены Холодной. Ханжонков решил снять фильм "Пьерро" о неразделенной любви с Вертинским и Холодной в главных ролях, но певец не смог сниматься, вынося свои чувства на публичное обсуждение.


Вера Холодная в фильме "Жизнь за жизнь"
Вертинскому принадлежит авторство выражения "Королева экрана", адресованного Холодной. Позже так стали называть и других актрис. Дмитрий Харитонов, конкурент Ханжонкова, в 1916 году сманил Холодную на свою студию, предложив ей несравнимо лучшие условия. Она не сразу, но согласилась - пока муж был на фронте, ей пришлось быть главной кормилицей семьи. В 1917 году она снялась в 12 фильмах, работая с утра до ночи и почти не замечая политических перемен в стране. В 1918 году советские газеты подвергли фильмы с участием Холодной разгромной критике. Их объявили безыдейными, пошлыми и вредными для пролетариата. Но они по-прежнему пользовались успехом у публики. Кинематографистам было предложено заняться экранизацией классики. Холодная снялась в роли цыганки Маши в фильме "Живой труп" по пьесе Льва Толстого, и о ней заговорили как о серьезной актрисе. Станиславский предлагал ей место в труппе Художественного театра, но Вера отказалась. Ее сердце уже полностью было отдано кино. Фильмы с ее участием шли по всей Европе, в Америке, в Японии. Дучшие заграничные студии предлагали ей контракты, но мысль об отъезде за границу не приходила ей в голову.


Популярность Веры Холодной была настолько велика, что в 1918 году ей предложили сняться в фильме, посвященном ее собственной судьбе - "Тернистый путь славы". Фильм пользовался успехом, но публика была несколько разочарована - от актрисы ожидали бурных страстей и роковых тайн, а она предстала в скромном образе любящей жены и матери. Летом 1918 года большинство кинематографистов уехало из голодной Москвы на юг, "на натурные съемки". Вскоре после их отъезда студии были национализированы. Многие актеры и режиссеры так и остались на юге. Семья Холодной оказалась расколотой - Вера с сестрой, матерью и дочерью Женей очутилась в Одессе, где власть постоянно менялась, а ее муж, бабушка и приемная дочь - в большевистской Москве.


Зимой в гостинице, где жила Вера с близкими, не топили, в роскошном номере стояла минусовая температура, все постоянно болели. В феврале 1919 года Вера Холодная участвовала в благотворительном концерте и вышла на сцену выстуженного зала в легком концертном платье. Она сильно простудилась, а в Одессе как раз свирепствовала эпидемия "испанки" - тяжелого гриппа, с которым не смог справиться ее ослабленный организм. Через неделю Веры не стало. Судьба ее любимого мужа тоже сложилась согласно сюжетам мелодрам, в которых блистала Вера. Получив известие о ее смерти, он впал в тоску, заявил, что не хочет жить без любимой, и через два месяца умер от тифа...
С творческим наследием актрисы обошлись жестоко. Сначала фильмы попытались перемонтировать и снабдить другими титрами, для чего даже была создана специальная киногруппа во главе с монтажером Эсфирь Шульц. Но если в оригинальной версии сцена объяснения героев сопровождалась титрами: "Ты изменил мне! Я тебя презираю!", и это казалось естественным, то появление новых титров: "Ты эксплуатируешь рабочих на фабрике! Я тебя презираю!" или "Ты выдал жандармам членов нашей партячейки!" выглядело анекдотически. В 1920 году фильмы Веры Холодной были запрещены к показу и смыты с пленки. Случайно уцелело лишь несколько лент, хотя насчитывалось их по разным данным от 60 до 80 (теперь трудно даже установить точное число). Могилу Веры Холодной уничтожили в 1931 году, когда на месте Первого христианского кладбища в Одессе устроили, как было принято тогда, парк культуры и отдыха, сравняв захоронения с землей. Но память об актрисе жива.

история России, кино

Previous post Next post
Up