Инстинктивные представления о справедивости
обнаруживаются уже у животных: подопытные обезьяны возмущаются, когда им предлагают кусочек огурца, а их товарищей оделяют виноградом. Но четко сформулировать понятие справедливости не так-то просто.
(
Не роптали бы мы на превратность судьбы )
Comments 70
Reply
Я даже не уверена, что такая задача имеет смысл ;) Здесь же меня просто интересует, что, собственно, такое справедливость - иными словами, что конкретно мы имеем в виду, когда говорим, "это справедливо" или, наоборот, "это несправедливо"?
Reply
Задавать такой вопрос так же бессмысленно, как спрашивать, что такое любовь или счастье. Вот как раз сейчас в латвийских средствах массовой информации обсуждают необходимость борьбы с бедностью. Что значит "бороться с бедностью"? Можно бороться с причинами, ее порождающими. То есть сама постановка вопроса делает дальнейшую дискуссию бессмысленной.
Reply
Но ведь само наличие абстрактного понятия "справедливость" говорит именно о том, что мы видим нечто общее во всех конкретных случаях, когда мы употребляем это слово. Это общее и составляет абстрактное понятие справедливость, разве не так?
Если Вы не согласны усматривать инстинкт справедливости у обезьяны, негодующей по поводу того, что с ней обращаются не так, как с ее соседкой - ОК. (Но видео по ссылке все же посмотрите - уж очень оно забавное :) Но разве признание того, что к справедливости чувствительны только люди, а не животные, как-то облегчает нашу задачу понять, что такое справедливость?
Reply
Reply
Да, мне тоже кажется, что именно идея эквивалентного обмена лежит в основе справедливости. Именно потому я и не понимаю, зачем потребовалось выделять какую-то "уравнительную справедливость". На мой взгляд, справедливость, как свежесть, бывает только одного сорта ;)
"Применять его ко всему подряд в человеческих отношениях вряд ли стоит"
Я не имела этого в виду.
"Мне пришлось сказать ему:
- Есть кое-что повыше справедливости!
- Ого! - сказал Зарецкий. - Это интересно! Говорите, я вас с удовольствием послушаю. Внимание, господа! Так что же выше справедливости?
- Да что угодно, - отвечаю.
- Ну, а если более конкретно?
- Если более конкретно - милосердие..."
И Довлатов, в сущности, лишь сформулировал здесь новым языком старую евангельскую заповедь, так что понимание того, что справедливость - не есть высшая моральная доблесть, было достигнуто человечеством уже давно.
Reply
Reply
Reply
ЗЫ: прошу не воспринимать это как оправдание неравенства в духе, что, дескать, равенства всё равно не бывает.
Reply
Меня занимают причины изменения представлений о справедливости распределения. Почему первобытные общества считали правильным равномерное распределение добычи, а потом восторжествовал принцип "кто не работает, тот не ест"?
Я знаю, марксизм объясняет появление неравенства насильственным присвоением избытка продукта, появившегося в силу улучшения технологии. Но, мне кажется, надо еще объяснить изменение самого представления о справедливости.
Reply
А распределять пропорционально результативности в первобытном племени нельзя: при первом же голоде половина племени вымрет. А когда еды много, распределять по результативности бессмысленно: больше определенного предела ведь все равно в желудок не влезет.
Reply
Там выше мне написали, что по современным представлениям об устройстве первобытных обществ равномерного распределения добычи там не было, или, во всяком случае, оно было не совсем неравномерным.
"А распределять пропорционально результативности в первобытном племени нельзя: при первом же голоде половина племени вымрет"
Сейчас мы решаем эту проблему выдачей велфера.
"больше определенного предела ведь все равно в желудок не влезет"
Да, это существенное соображение. Но я думаю, тут есть еще один фактор: различия в эффективности первобытных охотников были не столь велики, какими они могут быть сейчас между, например, успешным и неуспешным предпринимателем: если в первом случае это было различие в разы, то во втором оно может исчисляться цифрой с многими нулями.
Reply
Т.е. справедливость (не как юридическое, а как этическое понятие) - это способность учитывать и уважать интересы других.
Reply
Reply
Reply
Употребление слова "право" в этом контексте меня как-то смущает. Мне думается, что, когда сытый делится с голодным куском хлеба, это не осуществление права голодного на хлеб, а акт милосердия со стороны сытого.
А право на хлеб вроде бы было в первобытных обществах, где каждый охотник сдавал свои добычу в общий котел, из которого всем членам племени выдавались одинаковые порции. Да и то, как мне заметили выше, такое представление о первобытных порядках достаточно мифическое - на самом деле порции были отнюдь не равные. (Не говоря уже о том, что это право на хлеб имеет своей обратной стороной обязанность отдавать свою добычу).
Во всяком случае сегодня права на хлеб у нас как раз нет, хотя есть право на жизнь и т.д. А хлеб мы распределяем пропорционально вложенному труду (или по крайней мере таков наш идеал). А право на хлеб - это был бы коммунизм. Разве нет?
Reply
Leave a comment