На модном слове идеал тихонько Ленский задремал

Nov 28, 2015 09:40



В журнале уважаемого flying_bear размышляют, куда подевались «свобода, равенство, братство» в наши дни? Мнения разделились: одни считают, что народ окончательно скурвился, погряз в потребительстве и перестал стремиться к высокому; другие - что просто-напросто эти идеалы стали самоочевидной банальностью, более не нуждающейся в обсуждении. На мой взгляд, тут ( Read more... )

чему свидетели, мой 20-й век, неравенство

Leave a comment

Comments 68

hyperboreus November 28 2015, 16:03:00 UTC
что мало иметь идеалы, сколь угодно возвышенные//

Что же еще нужно иметь, как Вы полагаете?

Reply

egovoru November 28 2015, 16:06:21 UTC
Это к старинному вопросу о разуме и сердце. По-видимому, ни то, ни другое поодиночке не могут избавить нас от ошибок; единственная надежда - одновременно прислушиваться к голосу обоих ;) А Вы как думаете?

Reply

hyperboreus November 28 2015, 16:25:04 UTC
Голос сердца индивидуален, голос разума универсален. Идеалы тоже универсальны, потому-то их разум и утверждает, и требует. И человечество, коль скоро оно универсально, без идеалов, получается, обойтись не сможет. Иначе - каждому в своей скорлупе прозябать.

Я вообще не считаю, что двадцатый век сколько-то там скомпроментировал идеалы. Единственно, что он доказал: сколь далеки еще массы от идеалов, сколь мало людей действительно понимают их, а не то, что им очередной "Мойша напел". Значительно больше оказалось людей, которым до идеалов, как до лампочки, которые готовы ими крутить, как хотят, и выжимать из них себе профит. Во всем видеть и желать профит - вот трагедия идеализма и триумф материализма сегодня. Даже Ее Величество Наука далеко ушла от аристотелевского незаинтересованного, чистого наблюдения. "Во что это обойдется?", "Что это даст?", "За сколько это можно будет купить и продать?" - вот кантовы вопросы современности. И если это "начало новой эпохи", то это начало очень печальной эпохи..

Reply

egovoru November 28 2015, 16:36:05 UTC
"Голос сердца индивидуален, голос разума универсален"

Верно, и именно поэтому и опасно прислушиваться исключительно к голосу разума: очень легко вместе с водой выплеснуть и ребенка :( Вместе с тем, я соглашусь с Вами, что совсем отказаться от идеалов - не получится, да и не нужно. Нужно просто помнить, что "суббота для человека, а не человек для субботы" ;)

"Во всем видеть и желать профит - вот трагедия идеализма и триумф материализма сегодня"

То есть, Вы присоединяетесь к уже высказанной точке зрения, что народ скурвился? Мне же, пожалуй, ворюга все же милей, чем идейный кровопийца :(

"Даже Ее Величество Наука далеко ушла от аристотелевского незаинтересованного, чистого наблюдения"

Да, и это, увы, не случайно :( Если во времена Дарвина любой джентльмен с независимыми средствами легко мог позволить себе занятия наукой, то теперь серьезные исследования требуют и весьма серьезного материального обеспечения. А где деньги, Зин?

"это начало очень печальной эпохи"

Я, по завету рабби Телушкина, стараюсь удивляться не Эйхману, а ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

egovoru November 28 2015, 16:12:43 UTC
Мне кажется, что конкретно этот лозунг Французской революции пострадал еще и оттого, что стало окончательно ясно, что "свобода" очень плохо совместима с "равенством", а в те времена это было еще не слишком понятно. Современные же политические страсти во многом отражают борьбу между идеалом свободы и идеалом равенства. А?

Reply

(The comment has been removed)

egovoru November 28 2015, 16:24:25 UTC
Ну, что Вы - "нет борьбы"! Почитайте хотя бы предвыборные американские дебаты ;) Я уж не говорю о текущих международных конфликтах :(

Reply


vls_smolich November 29 2015, 12:50:14 UTC
Получается, он меня даже в маргиналы не записал.
Только никакие это не идеалы, а всего лишь нормальное восприятие жизни.

Reply

egovoru November 29 2015, 13:45:31 UTC
Да, это одна из высказывавшихся там в комментариях точек зрения: "эти идеалы стали самоочевидной банальностью, более не нуждающейся в обсуждении". Но это не мнение хозяина журнала: в отличие от меня, вылезшей со своим мнением, он лишь предложил тему для обсуждения ;)

Reply

vls_smolich November 30 2015, 12:49:40 UTC
Да, я обратил внимание на его отстранённость от этих пустяковых вопросов.

Reply


No title livejournal November 29 2015, 16:36:07 UTC
User tolko_myshlenie referenced to your post from No title saying: [...] (По поводу [...]

Reply


almakedonskij December 6 2015, 20:04:51 UTC
а она была свобода с равенством?

Reply

egovoru December 6 2015, 23:54:52 UTC
Похоже, что одной из причин утраты популярности триединого лозунга Французской революции было обнаружение того, что свободу весьма трудно совмещать с равенством :(

Reply

almakedonskij December 7 2015, 16:39:57 UTC
вот-вот, это похоже. а еще довольно сложно переносить на нашу неблагодарную почву )

Reply

egovoru December 8 2015, 00:53:35 UTC
П.В. Шумахер такие попытки описал в стихах 1876 года - неплохо, правда ( ... )

Reply


Leave a comment

Up