Птицы, покайтесь в своих грехах публично!

Jul 11, 2015 11:36



Когда заходит речь о национальной идентичности - и я имею в виду не этническую принадлежность, а именно гражданство - никто не против зачислить себя в соотечественники Льва Толстого, Менделеева или Гагарина, на выбор в зависимости от собственной шкалы ценностей. А вот как насчет того, чтобы заявить, что я - из страны Сталина? Или, если угодно - Гитлера?



Давнишний фильм Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» принадлежит к разряду, как теперь бы сказали, «ток-шоу» - там нет почти никакого действия, одни разговоры. Герой Олега Борисова старается установить причины аварии - в том числе, найти персонально в ней виновных. А его противник, герой Анатолия Солоницына, пытается доказать, что для здоровья общества полезнее сосредоточиться на прославлении мужества погибшего машиниста, а саму катастрофу причислить к категории стихийных бедствий. И кто из них прав, решить нелегко.

Я все же склоняюсь к тому, что поименно вспомнить всех, кто поднял руку - необходимо. Наш внутренний Повелитель мух может проявить себя в любой момент - история ясно показывает, что никакие достижения цивилизации не дают надежной гарантии против этого. А концепция личной ответственности - почти единственное наше оружие в борьбе с ним.

Но в то же время требование всенародного покаяния в преступлениях прошлого кажется мне опасным лицемерием. Во-первых, потому, что народ ведь включает в себя не только преступников, но и их жертвы. А во-вторых, тот же принцип личной ответственности предполагает, что сын за отца не отвечает.

- Вам надо покаяться.
- В чем?
- Это неважно. Главное - в чем-то покаяться. Что-то признать. Не такой уж вы ангел.
- Я совсем не ангел.
- Вот и покайтесь. У каждого есть в чем покаяться.
- Я не чувствую себя виноватым.
- Вы курите?
- Курю, а что?
- Этого достаточно.

общество

Previous post Next post
Up