Кофе, кошки, Мандельштам

Jun 14, 2015 09:09



Ахматовская формула столь же гениальна, как и ее стихи: попробуйте-ка переместить любой элемент этой триады в ей противоположную? С выбором напитка мне определиться довольно легко (кофе); а вот что касается животных и особенно поэтов...

Чай, собаки, Пастернак )

стихи про меня

Leave a comment

gomazkov June 14 2015, 14:21:34 UTC
Да, у Мандельштама много "бессмысленных" стихотворений, но странно, что для меня "зима Арак" к таковым совсем не относится: я, как мне представляется, почти всё там понимаю.)

Reply

egovoru June 14 2015, 14:25:38 UTC
А расскажите, что именно? Потому что мне вообще-то тоже кажется, что я все там понимаю - потому и интересно, понимаем ли мы с Вами одно и то же, или совсем разное?

Reply

gomazkov June 14 2015, 14:51:50 UTC
Ох, подробно и филологически - долго и лень, а коротко - глупо выйдет.)
Придётся глупо: это о двух мирах - чужом: холодном (хоть и греющимся араком, пуншем и глинтвейном), мире каком-то по ощущению аристократически-революционном(обиды, заговор, приказы) - и своём: теплом, скудном, но родном. Второй описан гораздо подробнее и как-то нежнее.
Первый активен, но ведёт в тупик (как овец), второй пассивен, в нём есть терпение, ожидание, но и мечта тоже (гадалка).
А объединяются эти миры - солью, которая - и снег, и звёзды, и горечь - и всё это выше и больше нас.
В общем, надо не менять мир, а обживать его.)

Reply

egovoru June 14 2015, 14:56:13 UTC
Да, пунш - это точно заговор: "Бывало, голубой в стаканах пунш горит". Собственно, в том другом знаменитом стихотворении та же мысль выражена просто буквально: "Но жертвы не хотят слепые небеса, вернее труд и постоянство".

Reply

gomazkov June 14 2015, 14:58:30 UTC
А арак был у Дениса Давыдова: "Ради бога и арака посети домишко мой" - в ту же копилку.)

Reply

egovoru June 14 2015, 15:00:29 UTC
Да, арак определенно ассоциируется с каким-то гусарством ;)

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:02:31 UTC
Ну, вот видите: кажись, разобрались и не поругались пока.)

Reply

egovoru June 14 2015, 15:08:27 UTC
Ну, ругаться - это для молодежи. Для военнослужащих и спортсменов ;)

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:10:51 UTC
Нет, военнослужащие - воюют, спортсмены - соревнуются, а ругаются - в семьях и интеллигентных компаниях.)

Reply

egovoru June 14 2015, 15:35:05 UTC
Это я позаимствовала у Довлатова ;)

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:49:03 UTC
А. Он не настолько мне близок, чтобы узнавать цитаты.)

Reply

egovoru June 14 2015, 16:18:20 UTC
Да, на цитаты полагаться опасно ;)

О Довлатове у меня есть здесь отдельный пост. Kонечно, я не надеюсь им переманить Вас в число поклонников этого писателя, но, может быть, Вам покажется интересной сама тема?

Reply

gomazkov June 14 2015, 16:57:47 UTC
Попозже прочту непременно.

Reply

egovoru June 14 2015, 15:02:23 UTC
А вот о чем, по-Вашему, другое совершенно гениальное - "Сохрани мою речь навсегда"?

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:09:06 UTC
Страшные стихи, даже не хочется в них погружаться.
Ну, если не бояться говорить честно, то это, мне кажется, о том, что ради вожделенного единения с народом лирический герой готов на всё, даже строить срубы для казней той самой аристократии (вроде алапаевской шахты).
Ну, всё это не буквально, конечно, но об этом.

Reply

egovoru June 14 2015, 15:31:35 UTC
Да, наверное, так.

Литературоведы, кажется, считают, что оно обращено к русскому языку:

"Да и ни царю, ни герою (Бога опускаем) не по плечу казнить или миловать - рукописи не горят! - слово поэта. Суд над ним - прерогатива живой культуры, в данном случае языка русской поэзии - к которому, кстати, и обращено стихотворение".

А вот еще Мих. Гаспаров: "Обращено стихотворение, вероятнее всего, к русскому языку".

Reply


Leave a comment

Up