Представление о загробной жизни - по крайней мере в его христианском (или даже авраамическом?) варианте - убивает сразу двух зайцев. Во-первых, утешает при мысли о смерти; а, во-вторых, обеспечивает кнут и пряник для того, чтобы мы вели себя прилично, страшась ада и надеясь на рай. Этот механизм контроля настолько эффективен, что некоторые, во
(
Read more... )
Comments 121
;)
Reply
Справедливости ради надо заметить, что некая морковка, манящая китайца и заставляющая его вести правильный образ жизни, у него все же есть, и это - бессмертие. Но этот "правильный образ жизни" состоит в основном в правильном питании, дыхании и т.д., т.е., опять же в заботах о телесной оболочке, т.к. под бессмертием имеется в виду именно физическое, телесное бессмертие.
Не правда ли, очень интересно?
Reply
Reply
Я уже здесь писала о том, что кое-чему нам, наверное, стоит поучиться и у индусов - в связи с усиливающимся перенаселением планеты. Как думаете?
Reply
только за зонтики некоторым полагается маленький ломающийся по мере использования ад.
Reply
Но лет пятнадцать назад мне таки удалось купить зонтик с нормальными стальными спицами - японский, так он действует до сих пор ;)
Reply
(The comment has been removed)
Мы ведь говорим не о его поступках, а о его убеждениях.
"Зато, как думается, в целом в истории прослеживается закономерность смягчения нравов"
Насколько я понимаю, отслеживать тенденции "в целом в истории" чрезвычайно трудно. Да что там в истории: корректное сравнение даже современной ситуации в разных странах - дело непростое, из-за того, что они используют разные методы оценок одного и того же параметра (например, числа бездомных).
Но, тем не менее, меня таки убедил Стивен Пинкер, который в своей книжке о войне пытается доказать, с цифрами в руках, что воинственность человечества убывает в ходе истории, даже принимая в расчет мировые войны 20-го века.
Вопрос о том, как связана мораль с религией, тоже крайне сложен для объективного изучения. Некоторые его аспекты я уже рассматривала здесь раньше - возможно, Вам будет интересно. Еще одна сложность, которую я тогда оставила за кадром - практическая невозможность исключить из "коллективного бессознательного" ( ... )
Reply
Есть два противоположных мнения: «мораль опирается на религию» и «религия - паразит, присосавшийся к морали». Историческая истина, вероятно, где-то между.
Reply
Совершенно верно, и, насколько я понимаю, китайские религии, даже столь продвинутая, как даосизм, тоже его не предусматривают. От этой, видимо, общей для всех стадии китайцы пошли каким-то совсем другим путем, чем остальной цивилизованный мир, и это и делает их чрезвычайно интересными.
"Ранний иудаизм вроде тоже"
С иудаизмом вроде бы так (сведения вот отсюда):
"Во времена Второго храма первосвященники-саддукеи отрицали возможность существования какой бы то ни было индивидуальности после смерти, поскольку о нем не сказано в Торе; в то время как фарисеи, предшественники раввинов, настаивали на возможности воскресения и тела, и души - по всей вероятности под влиянием эллинистических идей и веры в устную традицию Торы. Фарисеи утверждали, что после смерти душа остается с Богом до пришествия Мессии, когда она воссоединится с телом на земле Израиля".
Вопрос же о связи религии и морали - действительно, очень запутанный. Вот здесь мы его уже немного обсуждали - может быть, Вы ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment