Ни Бог, ни дьявол не помогут

Mar 06, 2015 18:08



Представление о загробной жизни - по крайней мере в его христианском (или даже авраамическом?) варианте - убивает сразу двух зайцев. Во-первых, утешает при мысли о смерти; а, во-вторых, обеспечивает кнут и пряник для того, чтобы мы вели себя прилично, страшась ада и надеясь на рай. Этот механизм контроля настолько эффективен, что некоторые, во ( Read more... )

цивилизация, душа

Leave a comment

Comments 121

alek_morse March 7 2015, 01:39:30 UTC
В стародавние времена спросили бы: а есть ли у китайцев душа?
;)

Reply

egovoru March 7 2015, 12:52:25 UTC
В том-то и дело, что, насколько я понимаю, индивидуальной души как средоточия личности у китайцев как раз и нету. В тело могут вселяться - извне - духи, демоны и проч. и влиять на поведение человека, но вот никакой духовной сущности, ассоциированной именно с этим телом и никаким другим, нет.

Справедливости ради надо заметить, что некая морковка, манящая китайца и заставляющая его вести правильный образ жизни, у него все же есть, и это - бессмертие. Но этот "правильный образ жизни" состоит в основном в правильном питании, дыхании и т.д., т.е., опять же в заботах о телесной оболочке, т.к. под бессмертием имеется в виду именно физическое, телесное бессмертие.

Не правда ли, очень интересно?

Reply

alek_morse March 7 2015, 13:55:32 UTC
Не просто интересно - опасно! Их же пятая часть человечества.

Reply

egovoru March 7 2015, 14:05:46 UTC
А почему же "опасно"? Может, наоборот, нам стоит этому у них поучиться? А то ведь в наш родной рай и ад уже мало кто верит, так что нужны какие-то другие стимулы, чтобы не впадать в скотство?

Я уже здесь писала о том, что кое-чему нам, наверное, стоит поучиться и у индусов - в связи с усиливающимся перенаселением планеты. Как думаете?

Reply


gershshpraihler March 7 2015, 06:13:20 UTC
а зря.
только за зонтики некоторым полагается маленький ломающийся по мере использования ад.

Reply

egovoru March 7 2015, 12:56:02 UTC
О, упоминанием зонтиков Вы задели мое больное место! Додуматься делать их спицы из алюминия мог только совершенный идиот :(

Но лет пятнадцать назад мне таки удалось купить зонтик с нормальными стальными спицами - японский, так он действует до сих пор ;)

Reply


(The comment has been removed)

egovoru March 7 2015, 13:14:26 UTC
"Сомнительно, что он эффективен даже в случае с самим Достоевским"

Мы ведь говорим не о его поступках, а о его убеждениях.

"Зато, как думается, в целом в истории прослеживается закономерность смягчения нравов"

Насколько я понимаю, отслеживать тенденции "в целом в истории" чрезвычайно трудно. Да что там в истории: корректное сравнение даже современной ситуации в разных странах - дело непростое, из-за того, что они используют разные методы оценок одного и того же параметра (например, числа бездомных).

Но, тем не менее, меня таки убедил Стивен Пинкер, который в своей книжке о войне пытается доказать, с цифрами в руках, что воинственность человечества убывает в ходе истории, даже принимая в расчет мировые войны 20-го века.

Вопрос о том, как связана мораль с религией, тоже крайне сложен для объективного изучения. Некоторые его аспекты я уже рассматривала здесь раньше - возможно, Вам будет интересно. Еще одна сложность, которую я тогда оставила за кадром - практическая невозможность исключить из "коллективного бессознательного" ( ... )

Reply


sergeyoho March 7 2015, 12:32:27 UTC
Как я понимаю, загробное воздаяние вовсе не является обязательным атрибутом религии. Культ предков в куче племён вовсе его не предусматривал. Ранний иудаизм вроде тоже.

Есть два противоположных мнения: «мораль опирается на религию» и «религия - паразит, присосавшийся к морали». Историческая истина, вероятно, где-то между.

Reply

egovoru March 7 2015, 13:34:41 UTC
"Культ предков в куче племён вовсе его не предусматривал"

Совершенно верно, и, насколько я понимаю, китайские религии, даже столь продвинутая, как даосизм, тоже его не предусматривают. От этой, видимо, общей для всех стадии китайцы пошли каким-то совсем другим путем, чем остальной цивилизованный мир, и это и делает их чрезвычайно интересными.

"Ранний иудаизм вроде тоже"

С иудаизмом вроде бы так (сведения вот отсюда):

"Во времена Второго храма первосвященники-саддукеи отрицали возможность существования какой бы то ни было индивидуальности после смерти, поскольку о нем не сказано в Торе; в то время как фарисеи, предшественники раввинов, настаивали на возможности воскресения и тела, и души - по всей вероятности под влиянием эллинистических идей и веры в устную традицию Торы. Фарисеи утверждали, что после смерти душа остается с Богом до пришествия Мессии, когда она воссоединится с телом на земле Израиля".

Вопрос же о связи религии и морали - действительно, очень запутанный. Вот здесь мы его уже немного обсуждали - может быть, Вы ( ... )

Reply


hyperboreus March 7 2015, 16:28:27 UTC
Мне кажется, вы насчет китайцев погорячились ( ... )

Reply

egovoru March 7 2015, 16:56:26 UTC
Спасибо, очень интересно! С китайцами действительно сложно разобраться, поскольку у них ведь нет единого священного текста, в котором можно было бы быстро справиться ( ... )

Reply

hyperboreus March 7 2015, 18:28:06 UTC
Да, сравнение с греками хорошее. Связь ада с злыми делами у китайцев появилась уже в средневековье, после прихода буддизма. Видимо, древнейшие представления об загробном мире не содержат этических мотивов, поскольку за человека отвечал род, а не он сам. А род - он живет все время ))

Reply

egovoru March 8 2015, 00:34:24 UTC
То есть, Вы думаете, что эту идею того, что будущее души после смерти зависит от того, как человек вел себя при жизни, можно рассматривать как первый этап формирования концепции личной ответственности?

Reply


Leave a comment

Up