Овсянка, сэр

Feb 01, 2015 11:22



Францию времен Короля-Солнца едва ли можно назвать осуществленной утопией, но, тем не менее, именно ей стремилась подражать вся культурная Европа. Нечто еще более привлекательное есть в поздневикторианской Англии - несмотря на ее удушающую мораль, вопиющие социальные контрасты и колониальную политику. Может, это надежда, что комфортное ( Read more... )

genius loci

Leave a comment

Comments 8

alek_morse February 2 2015, 04:40:11 UTC
Спасибо за ссылку на дискуссию на радио Свобода. Прежде я не натыкался на этот разговор.

Вообще - поразительный разговор. Столько наговорить про Англию и англоманство и ни разу не упомянуть Шерлока Холмса! Я бы так не смог.

Возможно, догадка Григория Дашевского верна. Во всяком случае, она интересна. Но вот из своего "исследовательского" опыта Выдуманной Англии замечу, что "английская тема" в позднесоветском кинематографе столько в себя вбирает, столько в ней ссылок, закавык и контекстов, что я бы не стал сводить всё к названной выше догадке.

Reply

egovoru February 2 2015, 13:24:47 UTC
Конечно, я согласна с Вами, что одной этой мыслью Дашевского всего не объяснишь - даже, например, того, почему же именно Англия внушает ту надежду, о которой он говорит - а не, например, США? А как бы Вы сами ответили на такой вопрос ( ... )

Reply

alek_morse February 3 2015, 19:09:35 UTC
Признаюсь, я пять раз начинал сочинять нечто вроде вступления / предисловия к своей "Выдуманной Англии". Накопились черновики, разные формулировки, но единого текста пока не получается. Как-то не складывается в моём представлении единая формула русского англоманства. Да и в англоманстве ли дело ( ... )

Reply

egovoru February 4 2015, 12:57:50 UTC
"это просто способ что-то познать в себе и в мире"

Я бы даже остановилась на "в себе" ;) Конечно, весь этот интерес к чужому вызван желанием познать самое себя: "Я написал роман о них, но в их лице - о нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою" :) И ленфильмовский Шерлок Холмс, конечно, тем именно и хорош, что не пытается замаскировать это обстоятельство, а делает его своим главным художественным приемом.

"Конечно, любовь к английской литературе русского читателя началась раньше"

Верно. Достаточно вспомнить "Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла", "полу-милорда, полу-купца" М.С. Воронцова или Павла Петровича Кирсанова. И, вероятно, в разные периоды причины российской англомании могли быть разными.

"Но Холмс затмил и Диккенса и Льюиса Кэрролла, он, так сказать, квинтэссенция"

Верно, и тем он и интересен. Рискну предположить, что одна из причин такой его популярности именно у советского читателя - то, что он ведь - частный детектив. А ведь советский человек, постоянно призываемый на субботники, не смел проявить не только " ( ... )

Reply


Leave a comment

Up