Хотя аналогия «мозг - это компьютер» и
кажется мне чрезмерным упрощением, все же сопоставлять их бывает интересно. Возьмем, например, дискретность и непрерывность.
Солнечный спектр, измеренный аналоговым прибором, выглядит непрерывным, «гладким». Тем не менее, в радуге у нас,
с легкой руки Ньютона - семь отдельных цветов. Причем, сначала-то он разглядел пять, а еще два добавил только потому, что уж очень ему нравилась идея греческих софистов о соответствии числа цветов в радуге числу звуковых интервалов в октаве.
Спектр солнечного излучения (белая линия)
и спектр излучения абсолютно черного тела при 5777 К (желтая линия)
на фоне воспринимаемых нашим глазом цветов радуги (via
Wiki Commons)
Припертые к стенке, большинство из нас способны выделить
примерно 150 дискретных цветов (и это без учета степени яркости и насыщенности). Хотя в нашем неважном обонянии задействовано аж 900 разных рецепторов запаха, превосходное цветное зрение базируется у нас только на трех: для красного, зеленого и синего света. Их существование - задолго до того, как оно было доказано биологами - предсказал Гельмгольц со товарищи, разработавший популярную до сих пор цветовую модель RGB.
Но эта дискретность, которую вносит наш мозг - совершенно как компьютер, оцифровывающий аналоговый сигнал - еще только одна сторона медали. Более глубокий вопрос - а существует ли этот аналоговый сигнал в природе? Конечно, мы знаем непрерывные математические фунции - вроде той, что описывает спектр излучения абсолютно черного тела. Но, может, эти функции - только плод нашего воображения, как и цветик-семицветик? Может, наши приборы просто-напросто слишком грубы, чтобы различить отдельные пикселы действительности?
Мне не хватает образования, чтобы всерьез оценить эту возможность, но, насколько я знаю,
некоторые физики вынашивают такие идеи.