Шерлок Холмс уподобил наш мозг чердаку, который не следует загромождать всяким хламом, потому что тогда там не останется места для полезных вещей. Похоже, однако, что и наша индивидуальная память, и, что еще примечательнее, память коллективная, историческая, оказалась способной к некоторому растяжению: как взрослый держит в уме больше, чем ребенок
(
Read more... )
Reply
Reply
А что такое постмодернизм в сущности я вот все еще только пытаюсь понять:) В частности увеличение объема памяти само по себе не должно ведь автоматически вести к постмодерну? И игра в ассоциации тоже не обязательно ведет к постмодерну вроде как... Постмодерн, наверное, прежде всего все-таки превращает серьезно сказанное слово в какую-то словесную конструкцию; чему как раз может способствовать утомление от избытка словесных конструкций, и, следовательно, утомление от поиска в каждой из этих конструкций какого-то реального смысла... Так я пока понимаю.
Reply
Сразу возникает вопрос: а как определить, что обладает культурной ценностью, а что нет? (Уверена, на этот счет могут быть разные мнения ;) Что же касается идеи "сохранять все" - ведь мы же говорим не только о книгах, которые, положим, можно перенести на электронные носители, но и о реальных предметах - а где же их все хранить ( ... )
Reply
"Каждый по-своему" - это неинтересно, все что угодно каждый трактует по-своему:) Я то все-таки склонен думать о постмодернизме как о каком-то течении в литературе и философии, имеющем некоторые характерные признаки. Если же рассуждать с позиций постмодерна как времени, то вся, скажем, литература и философия определенного периода времени будет автоматически считаться постмодернистской. Пока мне трудно понять, насколько это все оправдано.
Reply
Разумеется, в любую эпоху - и рассматриваемая не исключение - одновременно действует несколько разных культурных течений; думаю, отдельные явления с признаками постмодернизма можно было обнаружить и в каменном веке ;) Но при этом какие-то течения более заметны, характерны для определенных эпох - и именно в этом смысле и говорят о хронологических рамках постмодернизма.
"имеющем некоторые характерные признаки"
В списках таких признаков нет недостатка. Вот, например, мнение Британской энциклопедии: "Постмодернизм характеризуется широкоохватным скептицизмом, субъективизмом или релятивизмом; общим недоверием к разуму и острой чувствительностью к роли идеологии в приобретении и удержании политической и экономической власти ( ... )
Reply
Reply
Reply
Так оно происходит во все времена. Прошлый опыт передается не в том виде, в каком был был пережит, а упакованным и спрессованным в блоки. Что прежде было сложным (из чего-то сложенным), то наследуется "на правах" элементарной единицы.
Reply
Разумеется, накопление опыта все время шло поступательно, а не возросло одномоментно, обозначив собой наступление эпохи постмодернизма. Ясный рубеж этой эпохи положили две мировые войны (которые, конечно, были одной войной из двух фаз). Именно эта война и породила тот скептицизм, который энциклопедии считают характерным для постмодернизма, т.к. в ее ходе выяснилось, что даже весьма цивилизованные народы способны на чудовищные деяния.
Я сама, правда, этот скептицизм отнюдь не разделяю: на мой взгляд, следует удивляться не тому, что цивилизация не способна защитить нас от зла в нас самих, а тому, что она способна хоть сколько-то нам в этом помочь!
Reply
У Мамардашвили это одна из "любимых" мыслей.
Я уже объяснял, в каком смысле философ удивляется. Он удивляется не тому, что в мире кавардак, а тому, что есть хоть какой-то порядок. Это удивительно. Удивляться тому, что есть хаос, войны и т.д., - не философское занятие. Философское занятие начинается тогда, когда перейден край отчаяния и начинается трагическое осмысление, возникает ровное и спокойное расположение духа.
Reply
"удивляется не тому, что в мире кавардак"
Некоторые философы способны удивляться даже тому, что мир существует ;)
Reply
Мне кажется, не следует рассматривать игру, как нечто второсортное. Фундаментальность игры для нашей культуры отчетливо проявляется, например, в том, что она знакома даже животным.
Reply
Reply
Эрик Берн (автор знаменитых книжек про игры) очень точно сформулировал условие, определяющее, когда игра - добро, а когда - зло: когда все участники понимают, что происходящее - игра, тогда игры могут приносить пользу и удовольствие; но вот если для кого-то это игра, а для кого-то - нет, тогда жди проблем.
Reply
Leave a comment