Несмотря на популярность равенства как политического лозунга, его едва ли можно назвать нашей фундаментальной ценностью. На эту роль лучше подходят справедливость, понимаемая как пропорциональность обмена («око за око», «кто не работает, тот не ест») и милосердие, как желание помочь даже и недостойному слабому («если все будут взимать око за око,
(
Read more... )
Comments 20
Тут стоит уточнить. Таковая потребность у нас, грешных, возникает в том случае, если кто-то нас превосходит (неважно, в чем). А вот если мы кого-то превосходим - тогда, извините, пусть будет как есть!
Reply
Здесь же я хотела подчеркнуть, что вот эта самая потребность, которая "возникает в том случае, если кто-то нас превосходит" - это ведь требование справедливости: почему ему больше досталось, хотя он такой же человек, как я? (Или даже: хотя он худший человек, чем я - как у Сальери).
"А вот если мы кого-то превосходим - тогда, извините"
Чаще всего, но не всегда - и тогда это и есть милосердие. Оно, конечно - самое удивительное наше свойство.
Мне думается, что справедливость и милосердие - первичные моральные понятия; а равенство выводится из них, как производное.
Reply
Все равны -- это естественно, по-моему. И, как я понимаю, пора уже распространять понятие равенства и на высших животных. Собак, дельфинов, слонов.
Нет, я понимаю, есть сложности -- в принципе, всё живое равно по определению и границ вообще никаких нельзя проводить, но пока к этому мы ещё экономически не готовы.
И есть проблема в отношении детей -- то есть только формирующихся разумов.
Но если глобально, то равенство как минимум тех, кто обладает разумом абсолютно непреложный факт.
Правда, я анархист.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment