Казалось бы,
Рождество и
Пасха - два симметричных полюса одного и того же христианского года, но их сравнительная культурная значимость явно меняется с географией. В Европе, несомненно, доминирует Рождество («Nußknacker und Mausekönig», «A Christmas Carol»), а вот в России - Пасха (достаточно вспомнить толстовское «Воскресение»). Я думаю, причина
(
Read more... )
"- Ваш подход к евангельским темам, вы говорите, общехристианский, но сосредоточенность на Рождестве - уже некий выбор. Ведь в западном христианстве именно это - главный и любимейший праздник, а в восточном - Пасха.
- В этом-то вся разница между Востоком и Западом. Между нами и ними. У нас - пафос слезы. В Пасхе главная идея - слеза.
- Мне представляется, что главное различие - в западном рационализме и восточной мистичности. Одно дело - родиться, это каждому дано, другое дело - воскреснуть: тут чудо.
- Да, да, это тоже. Но в основе всего - чистая радость Рождества и...
- ...и радость через страдание.
- И радость через страдание. Поэтому у Пастернака куда более сногсшибательные стихотворения - стихи о Распятии, про Магдалину. Это замечательные стихи, совершенно фантастический там конец. Тут мне есть что сказать. У Пастернака, этого поэта микрокосма, как ни странно, в рождественском стихотворении и в двух про Магдалину все движение - противоположное его натуре, тому, с чем мы всегда сталкиваемся у него. В евангельских его стихах движение, я уже говорил, - центробежное. Настолько, что он выходит за пределы доктрины. Например, когда он говорит: «Слишком многим руки для объятья / Ты раскинешь по концам креста».
- Тут, конечно, слово «слишком» - как бы слишком.
- Это, если угодно, ересь. Но здесь сказывается центробежная сила стихотворения. Чем замечательна изящная словесность - что при использовании религиозного материала метафизический аппетит поэта или самого стихотворения перерастает метафизический аппетит доктрины как таковой. Вот в «Магдалине» что происходит? Согласно доктрине, Он воскресает. Но стихотворение само диктует, строфы накапливаются и обретают массу, которая требует следующего движения, расширения.
- Доктрина по определению сужает, ограничивает.
- В ее пределы стихотворение не укладывается. То же самое происходит, скажем, с «Божественной комедией» - это мир куда более огромный, чем задан темой.
- Но в «Рождественской звезде» у Пастернака такого еретического выхода за пределы нет.
- Там другое расширение. Я думаю, что источник этого стихотворения тот же, что и мой, а именно - итальянская живопись. По своей эстетике стихотворение мне напоминает Мантенью или Беллини, там все время такие круги идут, эллипсоиды, арки: «Ограды, надгробья, оглобля в сугробе / и небо над кладбищем, полное звезд» - вы слышите их во всех этих «о», «а», «об». Если сопрягать с отечественной эстетикой, то это, конечно, икона. Все время нимбы строятся - расширяющиеся. В рождественском стихотворении у Пастернака вообще много всего - и итальянская живопись, и Брейгель, какие-то собаки бегут и так далее, и так далее. Там уже и замоскворецкий пейзаж. Саврасов проглядывает.
- Грачи во всяком случае есть: «Гнезда грачей и деревьев верхи».
- Источником этого цикла у него и источником, до известной степени, его обращения - хотя я позволяю себе уже совершенно непозволительные вещи: гадать по поводу его религиозных ощущений, - я думаю, источником была прежде всего итальянская живопись. Вполне возможно, книжка с иллюстрациями."
В оценке пастернаковких стихотворений я позволю себе не согласиться с мэтром: "Магдалина" меня вовсе не трогает, а вот "Звезда" кажется совершенно гениальной. Для меня она не похожа на итальянцев, а вот на Брейгеля - да: полным отсутствием пафоса.
Честно сказать, мне кажется, что и Бродский здесь лукавит, потому что его собственное "Сретенье" ясно показывает, что "Звезда" произвела на него сильное впечатление - ведь оно написано совершенно в той же самой манере, так что его даже можно считать прямым подражанием:
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
святой Симеон и пророчица Анна и т.д.
Reply
Leave a comment